Мои впечатления о спектакле «Кант» в театре имени Вл. Маяковского
Приобщились сегодня с мужем к культуре, побывали в театре им. Вл.Маяковского на Сретенке на спектакле «Кант. О критике чистого разума». Мужу не понравился спектакль совсем. Я ждала что-то глубокого, философского, серьёзных мыслей, а оказалось, что это комедия. Никакой критики чистого разума там нет (или я не заметила), да и философские размышления поверхностны, их очень мало, буквально крупицы на три часа диалогов.
Но автор — литовский драматург Марюс Ивашкявичюс в программке так честно зрителя и предупреждает, что всё происходящее на сцене — только воображение автора, автор так видит! А художнику и полагается видеть всё по-своему, а если его видение не совпадает с видением зрителя, то уж не обессудьте. Суть сюжета в том, что Кант и его друзья — знатные горожане собрались за традиционным обедом в доме философа, к ним присоединяется еще странная девушка, то ли шотландка, то ли англичанка, она приплыла на корабле в Кёнингсберг специально за автографом Канта; ещё к ним прибегают две монашки из лютеранской общины, которые борются против всеобщей бедности и у которых слуга Канта Мартин украл бойцового петуха; ещё есть ещё один дополнительный слуга .
Всё действие происходит в одной комнате за столом. Зал в театре камерный и сделан так, что зрители сидят вокруг сцены, это дополнительно усиливает эффект вовлечённости зрителя в постановку. Это мне понравилось.
Игра актёров также впечатлила, великолепно играли, естественно, талантливо, ненапряжно, как будто проживали свои роли. Игра актёров реально спасает эту пьесу!
Хотя в спектакле, на мой взгляд мало глубины и нет подтекста, я с удовольствием его посмотрела. Чтобы развлечься — самое то! Чтобы задуматься и поразмышлять….не знаю…. Послевкусия у меня не осталось. Во-первых, название — «Кант»! Я ждала, действительно, увидеть личность философа, услышать его мысли…. И что получила — нет в спектакле Канта. Он там присутствует только внешне, внешней схожестью: сначала в сюртуке и парике, потом ночью в колпаке и атласном халате. Но персонаж Канта — невнятный, вялый, потерявшийся в жизни человек…. Таким же образом этого персонажа можно было назвать Гегель, Фейербах или еще кто-нибудь, например, просто какой-нибудь важный житель города…. ничего бы не изменилось. Большую часть философии и занятных мыслей выдаёт не Кант, а его слуга Мартин. Да и по всему видно, что слуга для Канта — незаменимый человек, без слуги Кант ни в чём не сможет — ни в работе, ни в быту. Вот название «Слуга Канта» больше отражает суть.
Вопросы, которые затрагиваются в спектакле:
*Что такое время? Это основной вопрос, вокруг него многое крутится, герои пытаются управлять временем и отматывают свою жизнь на час или даже на несколько лет назад и заново проживают в разных вариантах. Часы в доме Канта сломались. Один из слуг Канта взялся их починить, но, в результате, выставил стрелки на неправильное время, объяснил это тем, что, когда он чинил часы — часов у него не было. Впрочем, никто и не знает, какое время правильное, потому что у каждого — своё время. «Время вращается, и минуточка на минуточку накладывается, и если резко поднять руку, то видно ещё несколько рук, когда её поднимаешь»….. То есть так, если присмотреться, можно заметить движение времени.
*Насколько сильна воля человека? Может ли человек с помощью силы воли поднять в воздух стол или исторгнуть из горла, застрявшую там рыбью кость? Несколько раз за спектакль персонажи напрягают свою волю, пытаясь то поднять, то опустить обеденный стол, возлагая на него руки, как на спиритическом сеансе.
*Что такое «я»? И можно ли отделить «я» от себя, то есть вообразить себя отдельно от своего » я» — ну, или как-то так? И путешествовать только в своём воображении. Слуга Канта часто путешествует в своём воображении и по дому и по прошлому.
*Что такое любовь? (Эта мысль высказана невнятно на примере петуха). Человеческие отношения мужчины и женщины тем отличаются от отношений петуха и курицы, что женщина мужчине отказывает, и он так её пытается заполучить и влюбляется. А курица петуху не отказывает, поэтому до любви у них не доходит, петух удовлетворяет своё желание и бросает курицу. А если человек много увлекается своей любовью, то его чувство может переродится в ненависть, потому что любовь и ненависть близко….
*В чём цель жизни человека? Для чего человек живёт? И уничтожит ли Бог человека, если тот не оправдает ожидания Создателя. В чём цель жизни человека Кант, на самом деле, не знает. . Он, кажется, нашёл, что цель жизни — счастье. Но сам в этом не уверен и склонятся к тому, что цели нет! Тогда друзья тогда начинают его уверять, что цель обязательно нужна, иначе, если человек существо бесполезное, то Бог всех уничтожит. И Кант, неохотно, принимает это. Все улыбаются, показывая Всевидящему Оку (лунному свету), как они счастливы жить.
Продолжительность спектакля — три часа. Есть антракт.
Роли исполняют Михаил Филиппов, Юлия Соломатина, Игорь Костолевский, Светлана Немоляева и другие.
Во время антракта несколько разочарованных зрителей покинули театр. Женщина возмущённо жаловалась гардеробщику: «Такой спектакль надо в сумасшедшем доме показывать! Ни юмора, ни философии! Ни о чём спектакль, глупые и бессвязные реплики! Ничего не знает этот литовский автор о Канте! Пустая трата денег и времени!».
Я думаю, что, в целом, посмотреть интересно. Хотя, по жанру — в основном абсурдная комедия, есть затянутые места.
И ещё мне особенно понравилось одно высказывание слуги Канта — гениальное высказывание, точную цитату я не передам, но суть примерно такая: Так хочется умных мыслей, вот чтобы настоящих, умных философских, а в голове всё: чашки, тарелки, стулья там расшатались чинить надо…. И вот уже пробьёшься сквозь всё это и, вроде, уже вплотную подошёл к умным мыслям, а в голове опять: чашки, тарелки, стулья там расшатались чинить надо….
К сожалению, во время спектакля запрещают фотографировать, поэтому снимков с артистами нет. И ещё, пирожные в буфете очень вкусные, только дорогие.
А цена билета на «Канта» 3000 рублей.