Певец украденой войны
Ещё в далёкой советской юности меня не покидало ощущение, что из двух мировых войн у нас одну украли. Зато другую – впихивают в рот так, будто она была единственной.
Вторая у нас называлась Великой Отечественной, а первая – империалистической и грабительской. В подтверждение этих слов ссылались на то, что вторая – родила многих поэтов. А вот первая – если и порождала стихи, то исключительно отрицательного содержания.
В пример приводились Владимир Маяковский и Сергей Есенин. И для примера эти поэты вполне годились. Но собственно к первой войне оба поэта имели слабое касание. Маяковский вообще не служил, а Есенин недолгое время был нижним чином медицинского подразделения.
Но в советские времена создатели учебников старательно обходили фигуру «царскосельского Киплинга» — Николая Степановича Гумилева. И не только потому, что его расстреляла советская власть, как сейчас выяснилось, ни за что. Но ещё и потому, что этот поэт не только принимал активное участие в первой мировой войне, был орденоносцем:
…Святой Георгий дважды тронул
пулею не тронутую грудь,
но ещё и потому, что он написал несколько стихотворений и отдельных строф, поэтизирующих ту самую якобы сугубо империалистическую и грабительскую.
И даже сейчас, после гражданской реабилитации Гумилева, его поэзия, посвященная войне, не получила самостоятельной оценки. Она даже считается какой-то второстепенной по отношению к остальному творчеству великого поэта. Поскольку я не согласен с этим категорически, то и постараюсь выделить военные стихи Н.С.Гумилева отдельным блоком и, в силу своих способностей, показать их глубину и значимость.
Итак, поэт, окончивший университет в Сорбонне, один из зачинателей акмеизма, создатель объединения «Цех поэтов» Николай Гумилев с объявлением войны оказался на Германском фронте. Сделал ли он это из патриотических соображений или же из-за нелюбви к нему горячо им обожаемой Анны Ахматовой – не столь сейчас важно. Важно, что первые его стихи о войне датированы 1914 годом, в августе которого и началась Первая Мировая.
В стихотворении «Война» Николай Гумилев сравнивает военный труд и гражданский. И не видит особой разницы! Разве что на войне – убить могут….
Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемёт.
И жужжат шрапнели, словно пчёлы,
Собирая ярко-красный мёд.
А «ура» вдали – как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это мирное селенье
В самый благостный из вечеров.
И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих,
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, господи благослови.
Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.
Но тому, о Господи, и силы,
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!»
«Царскосельский Киплинг» (Н.С.Гумилев, как когда-то и А.С.Пушкин, учился в Царском селе) видит в войне благородное начало. Этим он и отличается от всех прочих поэтов, отразивших лишь её ужасы и мерзости. Но поэты для того и нужны, чтобы показывать остальным людям, где обитает прекрасное.
Всё-таки, скорее всего, Николай Гумилев ушел в действующую армию под гнётом неразделенной любви к Анне Ахматовой.
…И ты ушла, в простом и тёмном платье,
Похожая на древнее Распятье.
То лето было грозами полно,
Жарой и духотою небывалой,
Такой, что сразу делалось темно,
И сердце биться вдруг переставало.
В полях колосья сыпали зерно,
И солнце даже в полдень было ало.
И в рёве человеческой толпы,
В гуденье проезжающих орудий,
В немолчном зове боевой трубы
Я вдруг услышал песнь моей судьбы
И побежал, куда бежали люди,
Покорно повторяя: «буди, буди»!
Солдаты громко пели, и слова
Невнятны были, сердце их ловило:
«Скорей вперед! Могила так могила!
Нам ложем будет свежая трава,
А пологом – зелёная листва,
Союзником – архангельская сила».
Так сладко эта песнь лилась, маня,
Что я пошел, и приняли меня,
И дали мне винтовку и коня,
И поле, полное врагов могучих,
Гудящих грозно бомб и пуль певучих,
И небо в молнийных и рдяных тучах…
И счастием душа обожжена
С тех самых пор; веселием полна
И ясностью, и мудростью, о Боге
Со звездами беседует она,
Глас Бога слышит в воинской тревоге
И Божьими зовёт свои дороги.
Эта цитата из стихотворения «Пятистопные ямбы» (1912 — 1915 гг.) говорит о том, что именно в ратном труде на Первой мировой войне Николай Гумилев находит высшее наслаждение. Даже большее, чем в любви. Сравните у Дениса Давыдова:
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской.
Сабля, водка, конь гусарский –
С вами век мой золотой!
Или у Александра Пушкина:
…Есть упоение в бою,
У мрачной бездны на краю,
И в разъяренном океане.
Всё то, что гибелью грозит
Для сердца храброго таит
Неизъяснимы наслажденья.
Бессмертья, может быть, залог…
Поэзия воинской отваги поэтом Николаем Гумилевым найдена как раз в Первой мировой. Гумилев не замечает, или не хочет замечать, военных трагедий.
…Может быть, сейчас бомбой ноги
Вырвало у Петрова-поручика!
Если бы он, приведенный на убой,
Вдруг увидел, израненный….
(Владимир Маяковский «Вам!»)
У Гумилева к войне иной подход – возвышенный, духовный. И это притом, что, в отличие от Маяковского, он подставлял грудь под пули, а те самые, упомянутые Маяковским ноги, под бомбы. Смерти Гумилев не боится. А трудности фронтовой жизни воспринимает как должные, но далеко не единственные события Германского фронта:
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Но не нужно яства земного,
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьётся в груди моей.
И так славно рядить Победу
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.
В этом стихотворении 1914 года «Наступление» Николай Гумилев как раз и выразил своё главное видение Первой мировой войны: «носитель мысли великой», «золотое сердце России мерно бьется в груди моей», «и так сладко рядить Победу, словно девушку, в жемчуга…» Это признание воина великой войны как культурного миссионера, — никогда (ни до, ни после Гумилева) не встречается в литературе. Николай Гумилев был последним (а, возможно, и первым) рыцарем и трубадуром в одном лице. И как составная часть этого миссионерского видения роли русского воина – вера в Бога, в Христа, в загробную жизнь, в двуединство земного и небесного.
Есть так много жизней достойных,
Но одна лишь достойна смерть.
Лишь под пулями в рвах спокойных
Веришь в знамя Господне, твердь.
И за это знаешь так ясно,
Что в единственный, строгий час,
В час, когда, словно облак красный,
Милый день уплывёт из глаз,
Свод небесный будет раздвинут
Пред душою, и душу ту
Белоснежные кони ринут
В ослепительную высоту.
Там Начальник в ярком доспехе,
В грозном шлеме звездных лучей,
И к старинной бранной потехе
Огнекрылых зов трубачей.
Но и здесь, на земле, не хуже
Та же смерть – ясна и проста:
Здесь товарищ над павшим тужит
И целует его в уста.
Здесь священник в рясе дырявой
Умиленно поёт псалом.
Здесь играют марш величавый
Над едва заметным холмом.
В этом стихотворении «Смерть» 1915 года двуединство миров – земного и небесного – выражено удивительно спокойно. Но нет в нём и ничего самурайского – нет стремления к смерти. Жизнь или смерть – это не тебе, человек, решать! О тебе – о твоей жизни или смерти – позаботятся свыше. И всё же понимание воинского служения как миссии, прежде всего, — культурно-духовной, – главная тема военной поэзии Николая Степановича Гумилева.
…И в дни прекраснейшей войны,
Которой кланяюсь я земно,
К которой завистью полны
И Александр, и Агамемнон,
Кода всё лучшее, что в нас
Таилось скупо и сурово,
Вся сила духа, доблесть рас,
Свои разрушило оковы…
(«Ода д’Ануцио» 5 -12 мая 1915 г.)
Лучше не скажешь! И Гумилев лучше не сказал. Надо же! Война – как проявление качеств, наиболее достойных звания человека…. То есть война – дело культурных и благородных людей! Людей, помимо всего прочего, презирающих смерть:
…Я за то и люблю затеи
Грозовых военных забав,
Что людская кровь не святее
Изумрудного сока трав.
(«Детство», март 1916 г.)
Поэт Владимир Корнилов написал стихи к 75-летию гибели Николая Гумилева в 1921 году. Он так охарактеризовал 35-летнего «мореплавателя и стрелка»:
…Царскосельскому Киплингу
Пофартило сберечь
Офицерскую выправку
И надменную речь.
Ни болезни, ни старости
Ни измены себе
Не изведал…
Поэт Рерьярд Киплинг писал о Первой мировой войне по-английски. Поэт Николай Гумилев писал о той же войне по-русски. Их государства воевали с одним и тем же противником – кайзеровской Германией. Великобритания выиграла эту войну у Германии. Россия умудрилась проиграть её проигравшей стороне. В странах Антанты ветераны тех сражений пользовались заслуженным уважением. В России же ветераны нашей первой войны были преданы забвению и даже преследовались. И только в стихах Николая Гумилева Первая мировая войны сохранила для российских потомков своё благородное лицо.
Сергей Пономарев
17 ноября 2012 года. Пятница. Поселок Томилино.
По материалам: vlklit.ru