Имперские проекты и взгляды А.С. Грибоедова сквозь время и пространство (Часть I)

Твой жребий – Бремя Белых!
Но это не трон, а труд:
Промасленная одежда,
И ломота, и зуд.
Дороги и причалы
Потомкам понастрой,
Жизнь положи на это –
И ляг в земле чужой.

Р. Киплинг «Бремя белого человека»

****

Историю творят великие люди, разнообразие которых огромно. Эпиграфическая цитата Редьярда Киплинга посвящена особой когорте великих людей – солдатам империи. Одним из них был Александр Сергеевич Грибоедов, но он был скорее имперским центурионом России, нежели простым солдатом. Его гениальность была многогранна: он был талантливым дипломатом, чиновником, воином-кавалеристом, полиглотом, востоковедом, писателем и композитором. Но истинное историческое величие его творчества проявилось не в этих сферах, а в конструировании технологий усиления державной мощи России, которую судьба облачила в имперскую мантию. Проект Российской Закавказской компании был ничем иным, как комплексной технологией строительства Российской империи. А.С. Грибоедову удалось сконструировать сложную технологию интеграции Кавказа в Россию, построения их неразрывного единства и усиления имперской мощи своей Отчизны за счет его ресурсов.

Базовыми целями планировалось создание Закавказской компании были – возмещение финансовых затрат российского правительства на освоение Кавказа и импортозамещение. Самое интересное, они более чем актуальны для современной России на фоне некоторых ее проблем:  внутренней – высокая дотационность республик Северного Кавказа (известный лозунг «Хватит кормить Кавказ»), и внешней – переход российской экономики на курс импортозамещения, в связи с экономическими санкциями Запада. Проще говоря, здесь проявляется спиральная модель исторического развития.

Колониальные войны – это естественный и необратимый процесс Новой истории, в котором должна была участвовать любая уважающая себя держава, в том числе и Российская империя. Присоединение Кавказа было его частью, но оно привело российское государство к колоссальным затратам, которые не окупались ресурсами новой колонии. Кавказ превратился в черную дыру, все больше и больше отягощавшую российскую казну. Известная денежная реформа Е.Ф. Канкрина (1839-1843) во многом была обусловлена этой проблемой, требовавшей срочного решения. (1)

В начале XIX столетия у Российской империи не было территорий с теплым и жарким климатом, что не позволяло ей производить многие виды продукции. Поэтому ей приходилось в больших объемах импортировать из Европы и Средней Азии шелк, хлопчатую бумагу, виноградное вино, красильные и лекарственные материалы, фрукты и оливковое масло. Импорт приводил российскую казну к огромным финансовым тратам. Присоединение к России Южного Кавказа давало возможность решить эту проблему и избавиться от импорта. Главным инструментом ее решения, по замыслам А.С. Грибоедова,  должна была стать Российская Закавказская компания. Рассмотрим ее устройство и механизм функционирования детально.

грибоедов__портрет

Предприятие требовало колоссальных капиталовложений, чего не могли себе позволить частные предприниматели, обладавшие ограниченным ресурсом. Поэтому необходимо было консолидировать силы государства и частного бизнеса. Только их союз мог потянуть решение столь масштабной задачи.

По роду хозяйственной деятельности Закавказская компания должна была быть многопрофильной – земледельческой, мануфактурной и торговой. Ей предстояло заниматься добычей и переработкой природных (растительных) богатств на территории Южного Кавказа, производством сельскохозяйственных товаров и их сбытом. Поэтому по сфере своей деятельности Закавказская компания была аграрной.

В качестве учредителей планировалось привлечь нескольких крупных российских промышленников, объединенных в форме коммерческого товарищества. Они должны были объединить свои капиталы, сформировав солидный уставной фонд Компании. У этих людей обязательно должна была присутствовать одна общая черта – патриотический настрой, проявлявшийся в приоритете интересов своего Отечества над личными выгодами. Только такие люди, по мнению А.С. Грибоедова, могли рискнуть своими капиталами ради национальных интересов России. При этом, большую часть акционеров Компании должны были составить закавказские помещики и купцы, но ее стержнем оставались российские предприниматели.

В свою очередь государственная власть создает условия благоприятные для становления и развития их деятельности в Закавказье. Она предоставляет им монопольные экономические права и целый ряд привилегий, закрепленных отдельным законодательным актом российского правительства. При этом, Александр Сергеевич расценивал их не как сверхприбыльную приманку для бизнесменов, а как средство защиты их начинаний от губительных явлений рыночной конкуренции.

Кстати, данный момент особенно актуален для нынешних россиян, которые в адском горниле лихих 1990-х мучительно познавали суровые законы доселе неизвестной им рыночной экономики. Либеральные оракулы того времени во всю трубили о пагубности государственного присутствия в экономике, которое стесняет свободу рынка и не дает ему полноценно развернуться. Одним из главных тезисов их пропаганды был следующий – частный бизнес и свободная рыночная конкуренция дадут экономике России мощнейший импульс развития и приведут ее к процветанию. Но в реальной жизни этот импульс привел к совершенно противоположным результатам: на российский рынок ворвались акулы мировой экономики, которые, используя свободную конкуренцию, разрушили российскую промышленность, оставив на месте заводов-гигантов руины и армию безработных людей. За короткое время открытый рынок, свободная конкуренция и частные бизнес-интересы уничтожили гигантскую индустриальную базу без единого выстрела, чего не смогли сделать железные полчища А. Гитлера и смертоносный ядерный меч США. Суровая жизнь показала, что эти три рыночные категории подобны ядерной реакции, которую нужно постоянно контролировать и направлять в безопасное русло, ибо в противном случае это приведет к всеразрушающему ядерному рыночному взрыву.

А.С. Грибоедов показал себя здесь глубоким знатоком рыночной экономики, обозначив ее деструктивные явления и предложив рецепт их обезвреживания. Он утверждал, что свободная конкуренция благотворна только на развитом рынке, где пагубно присутствие монополии. Но там, где рынка еще нет и надо предпринять титанические усилия для создания его каркаса, свободная конкуренция задушит все начинания пионеров-предпринимателей и пустыня, так и останется пустыней. Вот как Александр Сергеевич описал этот гибельный процесс: «Известно, что часто одна видимая удача, плод глубокого размышления и трудов долговременных, внезапно поощряет толпу непрозорливых подражателей на то же поприще, к тем же занятиям, которых они не обмыслили и которые им часто несродны, лишь бы похитить себе награду, заслуженную другими. Они бывают часто наказаны неизбежным разрушением своих замыслов; но тем самым нанесен уже существенный вред первым начинателям, на которых часто распространяется общее недоверие, справедливо постигшее их опрометчивых соперников. Страстное желание полезного, ожидаемые выгоды, благополучие целого сословия и даже народа, всё потонет в общем невыгодном отзыве о намерениях и заведениях самых благодетельных, и тогда уже никакие усилия не помогут». (2) Ни один частный предприниматель, осознавая эту опасность, не решится вкладывать туда свои средства. Но если, государство оградит бизнес-пионеров от этого деструктивного влияния монопольными правами, то результат будет положительным. Другими словами, монополия на ранних этапах становления рынка играет роль экономического инкубатора.

Производственную базу (основные фонды) Закавказской компании предполагалось формировать следующим образом. Все пустопорожние земельные участки передавались компании на правах первообладания. Она приводила их в порядок и возводила на них фабрики, хозяйственные строения и плантации. Далее компания для своих производственных объектов привозила из России оборудование – сельскохозяйственные и мануфактурные орудия труда. Под управление компании передавались казенные сады, которые были в рабочем состоянии и не требовали капитального восстановления. Для выращивания других «колониальных» сельскохозяйственных культур, планировалось привезти соответствующие семена и саженцы из других регионов за пределами Кавказа.

Кадровый ресурс компании должен был пополняться из нескольких источников. Первым источником кадров были бы профессиональные мастера и квалифицированные работники, специально выписываемые из России и Европы. В их число входили искусные виноделы, шелкомотальные мастера, прядильщики и мастера хлопчатобумажного дела. Их основной задачей была организация процесса производства соответствующей агропродукции и его поддержание на высоком качественном уровне.

Вторым кадровым источником были бы колонисты, руководство которыми государство передавало Компании. В профессиональном плане большинство из них были землепашцами и для предприятия они играли роль основной рабочей силы. Компания должна была кучно расселять их на приобретенных ею землях. Она руководила бы их трудовой деятельностью, ставя конкретные задачи, и осуществляла постоянный надзор за их исполнением.

грибоедов марка

Третьим источником кадров должны были стать многочисленные армянские переселенцы, хлынувшие в российские пределы из Персии после подписания Туркманчайского договора (1828). Те из них, кто не имел средств для водворения на новом месте жительства, с государственного разрешения поступали бы в ведение компании, бравшей на себя расходы по их расселению и обустройству в Закавказье. Для этих целей планировалась выдача российским правительством специального кредита на особых условиях. При этом компания обязывалась в скором времени выплатить государству всю задолженность по нему. Армянских переселенцев планировалось использовать в качестве купцов для быстрого налаживания и расширения сбыта произведенной продукции.

Производственный процесс должен был начаться как можно быстрее, без затяжек. Для этого Закавказская компания должна была начать работать сразу же после возведения построек первостепенной важности, не дожидаясь пока будут достроены все остальные хозяйственные объекты. Вначале основной упор будет сделан на сбор урожаев с казенных садов и скупку избыточной сельхозпродукции туземного населения, что позволило бы учредителям значительно минимизировать свои убытки или даже избежать их. Это должно было длиться до тех пор, пока компания не введет в строй свои собственные плантации.

Растительные богатства Южного Кавказа были колоссальны, но компания должна была взять в разработку только те из них, которые составляли основу аграрного импорта Российской империи. Поэтому она должна была заниматься разведением винограда, тутового шелкопряда, хлопчатника, красильной марены, кошениля, лекарственных растений и табака. В дальнейшей перспективе планировалось начать разведение сахарного тростника, маслинных деревьев и горных коз.

Отсюда основной ассортимент продукции Закавказской компании должны были составить сначала вино, шелк, хлопчатобумажная ткань, красители, лекарства и табак. Затем он был бы дополнен новой продукцией – сахаром, маслинами и кашемиром. При этом основным центром виноделия была бы Кахетия, шелководства – Шемаха, хлопкового дела – Армения. Ибо в этих областях уже имелась соответствующая экономическая база, которую компании оставалось только реорганизовать и усовершенствовать. Благодаря этому вся продукция была бы выведена на гораздо более высокий уровень качества: грузинские вина не уступали бы лучшим сортам французских вин, шемахинский шелк был бы не хуже итальянского шелка, а армянская хлопчатая бумага составила бы достойную конкуренцию персидским тканям. Далее, автоматически произошло бы импортозамещение: грузинские вина и шемахинский шелк оттеснили бы с российского рынка французские вина и итальянский шелк, а армянская хлопчатая бумага вытеснила бы персидскую одежду со всего Закавказского края, где вторая была вне конкуренции.

Для реализации своей продукции компания должна была создать стратегический склад, организовать на Южном Кавказе ярмарки и наладить пути сообщения с центральной частью России. Сначала, по совету некоторых чиновников, в качестве пункта складирования предполагалось выбрать местечко Самух, располагавшееся на пересечении путей из наиболее зажиточных областей – Кахетии, Шекинского ханства и Елисаветпольского округа. Доставка продукции осуществлялась бы по р. Кура, которую планировалось расчистить для судоходства. В этом же месте намечалось открытие ярмарки, которую бы посещали относительно богатые жители выше перечисленных провинций. Время ее работы состыковывалось бы с закрытием Нижегородской ярмарки, чтобы русские купцы успевали привозить оттуда в Самух российские товары.

Однако А.С. Грибоедов придерживался иных взглядов, отдавая большее предпочтение побережью Черного моря, где наиболее удобным местом для складирования и реализации товаров был Батумский порт. Он предлагал отдать часть его морских пристаней во временное распоряжение Закавказской компании на правах франко-порта. Компания, в свою очередь, обязывалась проложить через горы транспортную дорогу для свободной доставки товаров в Батуми со всего Южного Кавказа. Этот шаг, безусловно, привел бы к торговому буму, благодаря которому Батумский порт быстро превратился бы в крупную факторию. В итоге, когда закончится срок аренды портовых пристаней, российское правительство получит высокоразвитый портовый узел, а не жалкую морскую забегаловку.

Параллельно, для обеспечения высоких темпов роста торговых оборотов государство должно было наладить пути сообщения между Кавказом и центральной Россией. Первые шаги были уже сделаны: строительство Военно-Грузинской дороги и организация морской доставки европейских товаров в порт Поти (Мегрелия), носившей эпизодический характер. Александр Сергеевич считал наиболее перспективным налаживание морских сообщений: развитие портов на побережье Черного и Каспийского морей и организацию пароходных линий Астрахань-Баку и Одесса-Редут-кале. По его мнению, основные усилия и средства следовало уделить развитию именно этого направления. Сразу же после этого, можно было бы приступать к созданию таможенной системы по всему Южному Кавказу.

Успешное развитие Закавказской компании обеспечило бы не только  импоротозамещение и повышение бюджетных доходов России, но и укрепило бы имперскую мощь российского государства. Высшее предназначение компании имело великодержавную подоплеку. Она должна была скрепить Кавказ с Россией прочным узами и вывести страну на международный рынок, где она составит достойную конкуренцию европейскими колониальным империям. Именно эти два момента были истинной целью ее создания.

(Окончание следует)

Остахов Анзор Александрович – кандидат исторических наук, преподаватель ГОБОУ МО КК «Североморский кадетский корпус»

По материалам:  kavkazoved.info

Примечания
(1) Тюрин А.В. Правда о Николае I. Оболганный император // Сайт «Библиотека Максима Мошкова». URL: http://fan.lib.ru/t/tjurin_a_w/tyurin-nik1.shtml
(2) Грибоедов А.С. Статьи. Корреспонденции. Путевые записки. Заметки // Сайт «Библиотека Максима Мошкова». URL: http://az.lib.ru/g/griboedow_a_s/text_0160.shtm
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звёзд (10 votes, average: 2,20 out of 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.