Московские школьники запоют хором
Строчки из старой советской песни «Вместе весело шагать по просторам, и, конечно, припевать лучше хором» решили взять на вооружение в Министерстве образования и науки и в Министерстве культуры. Вполне вероятно, что в скором будущем в школах может появиться новый предмет — хоровое пение. Пока эта идея только на стадии проекта. Но в министерстве образования уверены: хоровое пение воспитывает не только любовь к музыке, но и учит детей взаимодействию, а от этого только польза. Возможность введения такого предмета в школах положительно оценивает и народный учитель России, директор 548 московской школы Ефим Рачевский.
«Чем больше в нашей стране будет поющих людей, тем меньше у нас будет социальных проблем. Пение, особенно хоровое, очень хорошо сплачивает коллективы, оно развивает дыхательную систему, легкие, а самое главное — развивает вкус к прекрасному».
Известны случаи, когда музыкальные занятия способствовали улучшению социальной обстановки. Один из относительно недавних и ярких экспериментов — это созданная в середине 70-х система образования в Венесуэле, когда детей из неблагополучных семей массово начали обучать игре на музыкальных инструментах. В итоге в стране удалось не только улучшить социальную обстановку. Сегодня в Венесуэле развита система музыкального образования и музицирования, существует около 200 юношеских и музыкальных оркестров, а мировая музыкальная общественность восхищается молодым венесуэльским дирижером Густаво Дудамелем. Он работает с лучшими мировым оркестрами в Милане, Вене и Чикаго, а европейские меломаны ласково зовут его «Дуди». Учить музыке можно любого ребенка, важно лишь желание самого ребенка — уверена хормейстер, преподаватель, руководитель хора МИФИ и любительской «Маленькой капеллы» Лия Обшадко.
«В общеобразовательной школе очень многие дети поют, грубо говоря, фальшиво, то есть не попадают в ноты. Это все дело техники. Конечно, детей, которые не попадают в ноты, может быть, стоит отделить в какую-то особую группу и заниматься с ними индивидуально. Научить петь можно любого, и это очень обогащает».
Кажется, что в пользе таких уроков в общеобразовательных школах сомневаться не приходится. Занятия музыкой, и хором в том числе, развивают ведь множество сторонних навыков: координацию, абстрактное мышление, даже математическую логику — ведь недаром в средние века музыка была наукой сродни математике. Занятия вокалом, которые развивают дыхание, сегодня даже прописывают многим детям, страдающим от загрязненного воздуха в больших городах. Однако в школах уже есть уроки музыки. И от того, как будет вводиться новый предмет, зависит и эффект, считает Ефим Рачевский.
«Какой предмет на один час будет сокращен и будет ли сокращен. А если не будет сокращен, то это очень хорошо, ибо эта инициатива продвигается совместно с рядом других инициатив, то есть предлагают еще решать и проблемы общие — социальные, экономические, политические, идеологические с помощью увеличения часов в школе, то это рано или поздно взорвет вот этот постулат под названием “предельно допустимая нагрузка”.
Но, пожалуй, самые большие сомнения, которые возникают в связи с этой инициативой, вызывает обязательный характер нового предмета. Ведь известно, что если детей заставлять что-либо делать из-под палки, то даже самые благие намерения могут обернуться провалом.
Анна Кочарова
По материалам: news.mail.ru