Лев толстой — вегетарианец
А что же было на самом деле? Об этом рассказывает научный сотрудник яснополянского музея-усадьбы Л.Н.Толстого Зинаида Михайловна Богачева.
В 1910 году, последнем году своей жизни, Л.Н.Толстой неоднократно выражал надежду на то, что через 30-40 лет все люди станут вегетарианцами и что на мясоедение будут смотреть с таким же отвращением, как и на людоедство. Прошло уже более, чем дважды п о сорок лет, но вегетарианцев у нас сейчас настолько мало, что, поднимая эту тему, рискуешь быть не только не понятым, но и осмеянным. Один из современников великого писателя Владимир Александрович Пассе вспоминает, что он предложил необычный проект д ля того, чтобы отметить 80-летний юбилей Л.Н.Толстого. Он предлагал несколько месяцев не пить, не курить, не развратничать. С этим почти все согласились. А против статьи не есть мясного — возражали, как против неосуществимой. И этот проект рискнул опубликовать один только журнал «Вестник теософии», после чего его долго высмеивали. Сам же Лев Николаевич относился к этой проблеме очень и очень серьезно.
Лев Толстой до конца своих дней называл себя христианином, но писал, что с православной Церковью не имеет ничего общего. (По постановлению Синода он был отлучен от православной Церкви). Это отнюдь не помешало ему в 70-х годах серьезно заинтересоваться ведической философией. Известно, что он готовил к публикации в издательстве «Посредник» серию брошюр о философах и философии Индии. Этот интерес также оставался у него до самых последних дней. Хорошо знал Лев Николаевич такие грандиозные произведения, как «Махабхарата» и «Рамаяна». Особенно любил он философскую часть «Махабхараты» — часть шестой песни — «Бхагавад-гиту». Толстой состоял в переписке с индийскими учеными кругами. В одном из писем он писал о том, что соглашается с основными идеями «Бхагавад-гиты», старается претворять их в жизнь, отражать в своих книгах и говорить о них окружающим. А в письме издателю журнала «Ариец» Баба Премананд Бхарати он писал о том, что «метафизическая религиозная идея Кришны есть вечная всемирная основа всех религий и всех философских систем».(Полное собрание сочинений, т.77, с.37).
Толстому очень импонировало положение индуизма, согласно которому дух присутствует везде, где есть жизнь, разница — лишь в степени его проявления. В меньшей степени он проявляется в растениях, в большей — в животных, в еще большей — в человеке. В личной библиотеке Толстого выявлено около ста книг по индуизму. Среди них — брошюра индийского философа-ведантиста Свами Абхедананды «Почему индусы вегетарианцы?» с пометками, сделанными рукой самого писателя. В ней говорится, что отец европейского вегетарианства Пифагор находился под сильным влиянием мудрецов Индии — единственной страны с тысячелетними вегетарианскими традициями. Ее жители первыми в мире начали пропагандировать эти традиции другим народам. Эта мысль показалась Толстому важной, и он отчеркнул ее. Причина вегетарианства индусов — в признании единства всего живого мира. «Люби любое живое существо как самого себя, — снова отчеркивает Толстой, — ибо в тебе та же душа, что и в нем».
Однажды Лев Толстой записал в своем дневнике: «Вчера на езде верхом рассердился на лошадь за пугливость. И стал мстить и дергать ей рот. Но потом вспомнил, что в ней тот же дух жизни, и что к ней надо относиться религиозно и любовно. И тут же изменил свое отношение к ней».
В статье «Первая ступень» Толстой доказывает необходимость последовательности в приобретении добродетелей. И считает, что первая добродетель, которую должен приобрести человек — это воздержание. А в воздержании он, в первую очередь, должен отказаться от мяса. Собирая материалы к этой статье, Толстой ездил на тульскую бойню. Он долго не решался это сделать, т.к. чувствовал, что ему будет очень тяжело смотреть на несправедливость, которой он не может помешать. Но потом все-таки решился. И описал жуткие сцены убийства животных и в дневнике, и в статье «Первая ступень».
Для самого же Толстого своеобразной практической «первой ступенью» к отказу от мясоедения послужил визит в Ясную Поляну в октябре 1885 года английского писателя-вегетарианца Уильяма Фрея, последователя одного из основоположников философии позитивизма Огюста Конта. От него Лев Николаевич впервые услышал о том, что строение человеческих зубов и длина кишечника доказывают, что человек не хищник. Льву Николаевичу это очень понравилось, но он высказал опасение, достаточна ли растительная пища для человеческого организма. На это Фрей ответил, что человеку свойственна еще более благородная пища, та, которая не требует даже убийства растений, а именно — плоды. Эту же мысль позже мы встречаем в «Круге чтения» Толстого. Сразу же после приезда Фрея Толстой отказался от питания мясом и рыбой, как он рассказывал корреспонденту одной американской газеты. На это Софья Андреевна возразила, сказав, что Лев Николаевич еще несколько раз переходил к убоине — в 1889 г. он еще ел осетрину. Толстой удивлялся этому и говорил, что не помнит. Говорил, что ему легко было отказаться от мясной пищи, гораздо легче, чем от курения. Вскоре к Толстому присоединились его дочери. Татьяна Львовна и Мария Львовна не только вегетарианствовали, но и помогали в пропаганде этого учения. Татьяна Львовна составила сборник, который назывался «Двести пятьдесят мыслей и изречений философов, поэтов и ученых о воздержании и вегетарианстве». Сборник был издан в издательстве «Посредник». А Мария Львовна помогала переводить с английского на русский книгу Уильямса «Этика пищи». Эта книга, представляющая собой собрание жизнеописаний и выдержек из сочинений выдающихся мыслителей всех веков, — Пифагора, Сенеки, Мильтона, Шиллера, Байрона, — хранится в личной библиотеке Толстого с его пометками. Толстому особенно нравилась идея Эпикура о том, что «главный опустошитель земли и всех морей — это желудок. Сколько человеческих жизней он уносит!» Свояченица Толстого Татьяна Андреевна Кузьминская, несмотря на то, что не была вегетари анкой, а покушать очень любила (Толстой записал как-то, что был у Кузьминских: обжорство грустное и гнусное), тем не менее, составила книгу «Вегетарианский стол» с рецептами вегетарианских блюд.
Итак, большой обеденный стол семейства Толстых разделился на две половины. Очевидцы могли наблюдать следующую картину. Во главе стола сидела Софья Андреевна Толстая, которая не разделяла взгляды о вегетарианстве. По правую руку от Софьи Андреевны сидел Лев Николаевич и с ним вместе те, кто не ел мясного. И на ту сторону стола подавались вегетарианские блюда. В комнате Софьи Андреевны сохранилась книжечка, в которую она записывала меню для повара. Вегетарианские блюда были следующие: щи, картофельный суп, различные каши — гречневая, манная, на грибном бульоне или на молоке. Овсяную кашу, как писал Толстой в одном из писем на тему питания, он ел дважды в день — горячую овсяную кашу. Здесь же присутствует и крупеник, и фаршированный кочан капусты, и салат из помидор, и пельмени с яйцами, луком и рисом.
А напротив Толстого — гости. «Вегетарианский» круг общения Льва Николаевича заслуживает особого внимания. Так, нередко наведывался в Ясную Поляну великий русский художник Илья Ефимович Репин. Он был весьма строгим вегетарианцем — основой его питания служило сено, зелень от овощей и шелуха от картофеля и фруктов. Сам Репин говорил, что умеренность для тела — это большое счастье. Говорил, что травяной бульон, умело заправленный для придания ему разнообразия, является очень вкусным, питательным и во сстанавливающим силы. Другой гость — известный русский скульптор-импрессионист Паоло Трубецкой тоже был вегетарианцем и тоже очень любил животных, любил их лепить. Он рассказывал, что видел в Италии скульптурную группу «Пожиратели трупов» — на ней изображены гиена и человек. Еще он рассказывал, каким путем пришел к вегетарианству. Однажды в деревне в Италии ему пришлось наблюдать ужасную сцену — туда для убоя привезли скот на телеге. И жители всей деревни — от мала до велика — бросились истязать несчастных животных, до того как мясники их убьют. Лев Николаевич так расстроился, что даже стонал — не мог слушать.
Бывали здесь и другие посетители-вегетарианцы, например, Александр Зеленков — врач-гомеопат, основатель первого в России вегетарианского общества в Петербурге. Необходилось и без курьезов. Однажды приехал некий господин, который питался один раз в два дня. И приехал он в тот день, когда есть ему не полагалось. В этот день на столе еда не переводилась. И сидел очень скромно этот господин в стороне, и на предложение что-нибудь попробовать отвечал: «Спасибо, я ел вчера». А в тот день, когда он ел, то употреблял один фунт овощей, один фунт фруктов и один фунт хлеба… Нагрянул как-то еще один оригинальный господин, из Швеции. Татьяна Львовна вспоминает, что Толстому он очень понравился — своей внешностью он напомнил Льву Николаевичу пророка Иеремию с фресок Микеланджело. Он все время ходил босиком, спать ложился на голый пол и под голову подкладывал бутылку. Таким образом, он проповедовал жизнь по законам природы. И когда Татьяна Львовна спросила, не хочет ли он молока, он очень грустным голосом ответил, что его мама умерла очень давно, и пояснил, что единственное молоко, на которое имеет право человек — материнское. А молоко коровы принадлежит теленку.
Дважды приезжал из Кишинева редактор журнала «Вегетарианское обозрение» Иосиф Перпер (комплект этих журналов также хранится в личной библиотеке Льва Николаевича). Он показывал Толстому металлический кошелек и свои ботинки, которые тоже у него были не из кожи. Лев Николаевич с интересом рассмотрел все и сказал, что он пользуется вегетарианским мылом, в котором нет животных жиров. Иногда некоторые вегетарианцы упрекали Толстого в непоследовательности, выражавшейся в том, что он пользовался для одежды частями тела животных — носил кожаный пояс, сапоги, даже меховую шапку. На это Толстой отвечал, что он настолько несовершенен, что направляет все свои усилия на исправление более важных недостатков. Одним из таких недостатков Толстой считал использование чужого труда. Лев Николаевич мучился роскошью. Он считал, что самое истинное и радостное дело в жизни — растить свою душу. А рост души возможен только через лишения большие и малые. Растить же душу надо для того, чтобы узнать и исполнить волю Божью.
По материалам: vedacentr.ru