Пушкинский музей покажет золото инков
Музей изобразительных искусств имени Пушкина приоткрыл двери в сокровищницу инков. Эти экспонаты проделали долгий путь из Перу. Еще более грандиозным было их путешествие во времени. В каком веке каждое изделие было создано, сказать доподлинно уже невозможно. Ясно одно: все это — шедевры доколумбовой эпохи Южной Америки.
Ирина Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина:
-Золото— главный материал, в котором работают художники. Много крупных вещей. Маски, ножи, ожерелья, бокалы. Их величина превзошла мои ожидания
Представленные здесь 86 экспонатов — лишь сотая часть коллекции «Музея золота» Перу. А коллекция в свою очередь — мизерная доля богатейшего наследия империи инков. Земли, щедрой на драгоценные металлы.
Густаво Отеро, посол Республики Перу в РФ:
-В 16 веке испанцы захватили и разграбили столицу империи инков. Тысячи золотых статуй, фигур людей и животных в натуральную величину были переплавлены в слитки. И те изделия, которые дошли до нас — они сохранились благодаря частным коллекционерам.
Когда-то все эти предметы были похоронены вместе со своими хозяевами. И именно благодаря этому смогли пережить нашествие испанцев и позже получить вторую жизнь.
Виктория Мухика, директор «Музея золота» Перу, дочь перуанского коллекционера:
— Это ритуальная маска, которая была найдена в одном из древних захоронений. Большая часть огромной коллекции, собранной моим отцом — это именно предметы из гробниц.
Этот блеск можно назвать божественным. Золота у инков было так много, что как ценный металл его не воспринимали, зато считали символом Бога Солнца. Поэтому все золотые изделия имели ритуальное значение.
Кира Вязовкина, куратор выставки:
-Мы утеряли традицию вкладывать смысл в то, что мы носим и как мы носим. Нам надо учиться этому у древних культур. Ничего просто так на своем теле, которое тоже было творением божественным, они не носили. Если они надевали украшение, то знали, ради чего, для чего и что это символизирует
Громоздкий головной убор, крупные серьги, бусы и даже накладка на нос. Это вовсе не погребальный наряд, а повседневные украшения. С помощью золотых амулетов древние племена защищались от злых духов. Казалось бы, от столь массивного убранства дух можно испустить самому. Но специалисты успокаивают: перуанских мастеров отличала невероятная тонкость работы.
Кира Вязовкина, куратор выставки:
— Вот этот убор, я бы даже сказала, что это венец настоящий. Я на него подула и он заколыхался. При всем при том, что перед нами тяжелый металл, тонкость изготовления потрясающая
Впрочем, бесследно ношение таких серег все равно не проходило. Не даром древних инков испанцы называли длинноухими. Познакомиться с уникальной культурой далекой страны в Москве можно до конца мая.
Татьяна Ларионова, Максим Зайцев
По материалам: news.rambler.ru