Малахитовая бабушка. Сказка
Володя и Варя сидели в школе за одной партой. Одноклассники называли их Вова и Вава. А почему? Володя и Варя были похожи. Как брат и сестра? Да нет, внешне они совсем не похожи. У Володи каштановые волосы, у Вари – светлые. Похожи по характеру. Оба рассеянные и оба склонные к творчеству. Володя больше всего на свете любил рисовать, Варя сочиняла сказки. Варина бабушка рассказывала внучке сказки, девочка вдохновлялась и придумывала собственные. Володя и Варя, или Вова и Вава, так погружались в свой внутренний мир, что иногда забывали об окружающем. А на школьных экскурсиях они частенько отставали от класса. Засмотрятся на какую-нибудь картину или статую – Володя достаёт маленький блокнотик и начинает срисовывать, Варя застывает около экспоната и сочиняет сказочный сюжет. Потом все их ищут.
И вот однажды класс поехал на экскурсию в новый музей. Это был необычный музей, там собраны картины и скульптуры, авторы которых неизвестны. Кто нарисовал картину, кто изваял скульптуру – установить не удалось. Одноклассники ещё до начала экскурсии поговаривали: «Ну, Вова и Вава уж точно отстанут от группы. Этот музей как раз для них. Они сами неизвестные авторы». Так и случилось. Володя и Варя и правда отстали, но их отсутствия не заметили. Что же привлекло юных творцов?
Володю как художника заинтересовала одна картина. На ней изображены стоящие рядом два двухэтажных домика. Домики на втором этаже соединены мостом, на котором красуется сад. На втором этаже каждого из домиков виднеется дверь с колокольчиком. Значит, через эту дверь можно выйти в сад и войти обратно в дом, а колокольчик, конечно, нужен, чтоб гости в него звонили. От моста на улицу спускалась лестница. Однако были двери и на первых этажах домов. Получается, кто хотел, мог выйти на улицу обычным способом, кто хотел – через сад второго этажа. Юный художник незамедлительно достал блокнот и начал срисовывать эти причудливые домики, позабыв обо всём на свете.
Варино же внимание привлекла статуя из зелёного камня, стоящая рядом с той картиной. Она изображала симпатичную старушку. Под статуей надпись: «Малахитовая бабушка». Бабушка! Варя поняла, отчего она ей так понравилась. Статуя была похожа на Варину бабушку, ту, которая рассказывала сказки. Варя забыла, что находится в музее. Сама не зная почему, девочка позвала: «Бабушка!». И что же? Статуя вдруг ожила и превратилась в добрую старушку, похожую на Варину бабушку. На ней было платье, точно такое, как у Вариной бабушки, зелёное, и фасон тот же. Варе это платье очень нравилось, она любила, когда бабушка его надевала.
— Спасибо, деточка, что разбудила, — заговорила старушка. – Как зовут тебя?
— Варя, — растерянно ответила девочка.
— Очень приятно. А как зовут юного художника? – спросила бабушка, кивнув на Володю.
Мальчик тем временем увлечённо срисовывал домики и ничего не заметил.
— К тебе обращаются, — толкнула его Варя.
Володя вздрогнул, огляделся по сторонам и спросил:
— Кто ко мне обращается?
— К тебе обращаюсь я, ожившая статуя, — сказала бабушка.
— Ожившая статуя? – ошеломлённо переспросил мальчик.
— Меня зовут Малахитовая бабушка. Хотела бы знать, как зовут тебя.
— Меня – Володя, а её – Варя, можно Вова и Вава, — не сразу придя в себя, пробормотал юный художник.
— С Варей мы уже знакомы, — улыбнулась бабушка. – Вижу, тебя заинтересовали домики. Хотите, ребятки, я расскажу вам сказку про эти домики?
— Я с удовольствием послушал бы, но мы уже и так отстали от группы, — сказал Володя.
— Да, жаль, — вздохнула Варя. – Я очень люблю сказки, и мне хотелось бы узнать про домики, да нас, наверно, ищут.
— Не переживайте, детки, — успокоила бабушка, – никто вас не ищет. Вы ведь перенеслись в сказочный мир – в земном мире статуи не разговаривают, верно? Ну, а в сказочном мире другой отсчёт времени. Вы успеете послушать сказку, может быть, даже успеете побывать в ней, а в земном мире и не заметят вашего отсутствия. Вы вернётесь в земной мир и догоните свою группу.
Володя и Варя очень обрадовались и, затаив дыхание, стали слушать сказку.
— Домики, которые так понравились тебе, юный художник, — непростые, — начала неторопливо рассказывать бабушка. – Их специально соединили мостом – для дружбы. Посмотрите внимательно на картину, ребятки. На мосту, соединяющем домики, — сад. Он общий для двух домов. Как видите, на втором этаже каждого домика дверь с колокольчиком. Дети, живущие в этих домиках, звонили друг другу в колокольчик и выходили играть в сад. И ещё, обратите внимание: с моста спускается лестница, по ней дети выходили на улицу.
— Но двери есть и на первом этаже, — заметил Володя.
— Правильно. У детей ведь имеются родители, бабушки, дедушки. Представьте, что они находятся на первом этаже и хотят выйти на улицу. Значит, им придётся подняться на второй этаж по другой лестнице, которая внутри дома, потом выйти в сад, потом спуститься по лестнице. Старшему поколению такой путь проделывать нелегко. Поэтому в домиках есть двери и на первых этажах. Взрослые чаще выходили из дома обычным способом, через дверь на первом этаже. А дети предпочитали спускаться по лестнице из сада. Спускались и встречались со мной.
— Значит, вы тоже жили в этой сказке? – спросила Варя.
— Да, я там жила, была статуей, но только когда спала. Когда я бодрствовала, то была человеком, а когда засыпала, то превращалась в статую. Я обитала около домиков, которые изображены на картине. Но в сказке таких домиков, соединённых мостом, было много. Во всех домиках жили дети, дружно играли в садах. А поиграют – спускаются по ступенькам на улицу и идут ко мне. Ну, а я просыпалась и рассказывала им сказки. Не скрою, ребятишки меня любили.
Так могло бы быть всегда, но ведь издавна повелось: ни дети, ни взрослые не привыкли ценить то, что имеют. Кому-то пришла в голову мысль, будто общий сад – это неправильно, у каждого должен быть свой собственный сад. Точно не помню, какой «умник» до такого додумался. Кажется, кто-то из взрослых. Кто-то кому-то сказал, идею стали передавать друг другу, и в результате все с этим согласились, и взрослые и дети. Всем захотелось иметь собственный сад, а не делить его с соседом. И вот что придумали. Сад на мосту, соединяющем домики, разгородили: посередине положили в ряд камни. Теперь одна часть сада принадлежала жителям домика слева, другая – жителям домика справа и запрещалось заходить на территорию соседа. И тогда дети перестали вместе играть, каждый играл в своей половине сада.
Рисунок Оли Теревковой, 11 лет. Класс Татьяны Рыбаковой-Дэви.
А в домиках, нарисованных на этой картине, жили два мальчика, два друга. Один – в домике слева, другой – в домике справа. Они были неразлучными друзьями, пока не разделили сад. Тогда каждый стал играть на своей половине. Но вот у одного из этих мальчиков зацвели какие-то необыкновенные цветы. Юному соседу захотелось посмотреть, и он перелез через камни.
— Ты куда? – закричал хозяин. – Это мой сад.
— А тебе жалко? – крикнул другой мальчик. – Значит, ты жадина.
И между бывшими друзьями завязалась драка. Но вот что удивительно: в тот же миг стали драться все остальные дети, и мальчики и даже девочки. Тогда возмутилась сама природа. Началось землетрясение, поднялся ураган. Дети в страхе разбежались по домам, и вовремя успели. Рухнули мосты, соединяющие дома, конечно, и сады были уничтожены. Но это ещё не всё. Когда произошли те ужасные события, я спала, значит, была статуей, и я разрушилась.
Володя и Варя вскрикнули.
— Не пугайтесь, детки, — улыбнулась бабушка. – Как видите, я цела и невредима. Меня спас один скульптор, причём не из сказочного мира, а из вашего, земного. Он меня изваял заново.
— Значит, он был в сказке и знал вас? – поинтересовалась Варя.
— Нет, — ответила бабушка. – Просто к нему пришло вдохновение и он меня увидел, угадал мой образ. К сожалению, скульптор остался неизвестным.
— А кто нарисовал эту картину, эти домики? – спросил Володя. – Художник из сказки?
— Нет, земной художник. Он не был в сказке, но увидел такие дома в своём воображении. К сожалению, этот художник остался неизвестным, как и скульптор. Хорошо, что открыли музей неизвестных авторов, что нашлась эта картина с домиками и нашлась Малахитовая бабушка, то есть я. Всё это время я стояла в музее и спала. Благодарю тебя, Варя, за то, что ты меня разбудила.
— Вы видели сны, когда спали? – спросила Варя.
— А как же! Я вижу во сне сказку про эти домики. Увы, она закончилась печально. Люди не пострадали от землетрясения и урагана, но домики пострадали. Нет теперь ни мостов, ни садов. Это просто отдельные дома. Их обитатели живут своей жизнью и не общаются друг с другом.
— Как жаль! – вздохнул Володя. – И ничего нельзя изменить?
— В сказках не бывает невозможного, — ответила бабушка. – Вы можете отправиться в сказку через картину. Вы окажетесь в прошлом, когда мальчики вознамерились драться. Вы должны предупредить юных обитателей домов, чем грозит их поведение.
Ребята хотели спросить, как это сделать, но не успели: они стали частью картины. Вот перед ними два домика, соединённых мостом. Вот и сад на мосту, вот и лестница, ведущая на мост. Вова и Вава поднялись по лестнице и оказались в саду. Какой он был красивый! Сколько цветов! Внимание детей привлекли цветы, каких они никогда не видели. Это были большие колокольчики золотистого цвета, напоминающие колокольчики на дверях.
Двери обоих домов почти одновременно открылись. Володя и Варя спрятались за ближайший розовый куст. Из домика слева вышел черноволосый мальчик, из домика справа – русоволосый. Они даже не взглянули друг на друга. Каждый играл в своём саду. Только сейчас наши герои заметили, что посреди сада в ряд лежали камни и очень портили его вид.
Русоволосый мальчик устремил взгляд на золотые колокольчики, растущие в саду черноволосого соседа. Затем он перелез через камни и подошёл к цветам. Дальше было всё в точности, как рассказала бабушка.
— Ты куда? – закричал черноволосый. – Это мой сад.
— А тебе жалко? – закричал в ответ русоволосый. – Значит, ты жадина.
Ребята стиснули кулаки для драки, но из-за куста выскочили наши герои и крикнули:
— Нет!
Мальчишки застыли на месте.
— Кто вы такие? – спросил русый.
— Меня зовут Володя, а её – Варя. Можно Вова и Вава.
— Откуда вы взялись, что вам здесь надо? – спросил черноволосый.
— Мы пришли из другого мира, чтобы вас предупредить, — ответила Варя.
И друзья поведали мальчикам, что может произойти в результате их драки. Рассказали про землетрясение, ураган, разрушение мостов, садов и, конечно, не забыли о бабушке.
— Бабушка! – в один голос воскликнули мальчики.
— Я не хочу, чтоб она погибла, — сказал русый.
— И я не хочу, — подхватил черноволосый. – Она такая добрая. Что же делать?
— Прежде всего убрать камни, разделяющие сад, — ответил Володя.
Мальчики принялись перетаскивать камни, Володя с Варей им помогали. Как только убрали последний камень, два друга крепко обнялись.
— Так-то лучше, — одобрил Володя. – Вы должны пообещать, что сад всегда будет общим, что вы станете вместе играть, никогда не будете ссориться и тем более драться.
— Обещаем! – в один голос воскликнули друзья.
— Володя, а как быть с другими ребятами, с другими домами? – спросила Варя. – Бабушка сказала, что таких домиков много. Как всех предупредить?
Не успела девочка договорить, как прямо в сад спустилось облако.
— Давай попробуем сесть на облако, Варя, — предложил Володя.
Мальчик и девочка сели на облако, и оно взлетело над садом.
— Так вы волшебники! – крикнули им вслед два друга.
Но Володя и Варя не успели ответить. Облако понесло их. Оно спускало ребят в разные сады, и Володя с Варей предупреждали детей. Все жалели бабушку и ради неё убирали камни, разделяющие сады. А затем все спустились по лестницам и подошли к домикам двух друзей, около которых, как ни в чём не бывало, стояла Малахитовая бабушка. Сначала она была статуей, но потом засветило солнце и статуя ожила.
— Бабушка! – в один голос закричали все дети.
— Спасибо вам, ребята, вы спасли меня, — сказала добрая старушка.
И вот Володя и Варя уже не в сказке у домиков, а в музее. Домики стали картиной, но бабушка по-прежнему стояла перед ними.
— Теперь я смогу жить одновременно в двух мирах, — продолжала бабушка. – Я вернулась в сказку про домики. В музее тоже останусь, в виде статуи. Однако если я кому-то придусь по душе, как тебе, Варя, или если кому-то понравятся вот эти домики, как тебе, Володя, то я буду оживать и рассказывать ту самую сказку. Теперь в ней счастливый конец – благодаря вам. Я обязательно расскажу про вас, вы станете главными героями моей сказки. А сейчас мне пора спать.
И что же? Перед Володей и Варей стояла малахитовая статуя, а неподалёку – одноклассники. Наши герои незамедлительно присоединились к ним.
— Вот это да! – раздались возгласы. – Гляньте-ка, Вова и Вава от группы не отстали!
Любовь Сидорова
Сказка опубликована в Международном литературном журнале «Новые ВИТРАЖИ», № 1 (7), 2017 (Москва).