Детская литература берет пример с Гоголя
Литературная премия НОС запускает исследовательский проект «Baby НОС», посвященный современной детской прозе. Жюри премии вместе с экспертами и читателями попробует определить главную детскую книгу последнего десятилетия, вышедшую на русском языке. На премию может быть выдвинуто прозаическое произведение для детей от 5 до 12 лет, опубликованное с начала 2000 года. Выдвинуть работу на конкурс могут книжные издательства, средства массовой информации, библиотеки и литературные агентства.
Комментирует член жюри, литературный критик Константин Мильчин:
«Новая словесность» — это не только премия, это еще и ежегодный проект, в который входит основная премия и спецпроект. Была литература 1970-х годов, в прошлом году был русский нон-фикшн, а теперь возникла идея премии, посвященной детской литературе.
Уже закончилась советская детская литература, и началась новая российская детская литература. В это же самое время появляется такой феномен, потрясающий и внушающий надежду, как новые детские издательства, то есть небольшие группы людей, в хорошем смысле фанатики, которые качественно переводят детскую литературу с иностранных языков, постепенно начинают искать русских авторов. Эти процессы нас действительно интересуют, и мы хотим понять, что происходит в детской литературе».
Лонг-лист премии «Baby-НОС» будет объявлен 15 апреля, а объявление шорт-листа и финальные дебаты запланированы на 23 апреля. Победитель проекта получит 200 тысяч рублей.
Русский бизнесмен Александр Мамут приобрел крупную британскую сеть книжных магазинов Waterstone’s. В результате во всех магазинах спасенной от банкротства компании — а их около 300 — появились большие отделы русской литературы.
Еще несколько лет назад найти русскую прозу в Лондоне было невероятно сложно. Книгами было принято меняться, их сдавали в русские магазины, как раньше — вещи в комиссионнки, заказывали в подарок из России, стремились купить на книжной ярмарке. Теперь же в универмагах Waterstone’s можно найти русскую литературу на любой вкус, от полного собрания сочинений Льва Толстого до расследований Анны Политковской; мемуары, детские книги, толстые журналы, книги по искусству, газеты, причем новые поступления приходят каждые две недели.
Новое произведение японского писателя Харуки Мураками появится в книжных магазинах уже в апреле, сообщило агентство France Presse. Подробности пока не известны. Представитель японского издательства и вовсе заявил, что это проект под грифом «совершенно секретно».
Тем не менее, о новой книге Мураками говорят как о четвертой части романа «1Q84». Поклонники японского писателя заключают пари, пытаясь угадать темы будущей книги. «Готов спорить, там будет много хорошей музыки, одинокий мужчина, девочка, война в Маньчжурии и кулинария», — резюмировал дебаты на сайте Мураками один из читателей.
Переводчик книг Мураками с японского Дмитрий Коваленин высказал мнение, что в романе «будут звучать отголоски „Фукусимы“, но это осторожный прогноз». По словам Коваленина, перевод новой книги на русский, с учетом того, что объем произведения неизвестен, займет от полугода до года.
Стихотворная рукопись Оскара Уайльда выставлена на торги. Произведение называется «Воздушные шары». Уайльд сочинил его в Париже после прогулки по саду Тюильри, где дети запускали воздушные шары.
Как сообщает ArtDaily, это единственный рукописный экземпляр целого стихотворения, оставленный автором. Рукопись оценивается в 25 тысяч долларов и уйдет с молотка в начале мая. На том же аукционе будут проданы рукописи Шарлоты Бронте, Томаса Элиота, Теда Хьюза и Сильвии Плат.
В прошлом литературном сезоне победителем всероссийского конкурса на лучшее произведение для подростков «Книгуру» стала книга «Облачный полк» Эдуарда Веркина. Исторический роман о партизанах Великой Отечественной войны, о взрослении, дружбе, ответственности и честности назвали лучшим сами ребята.
По условиям «Книгуру», победителя открытым голосованием выбирают читатели. Полторы тысячи школьников из 15 текстов-финалистов выбрали именно «Облачный полк». Для писателя Эдуарда Веркина, который стал известным прежде всего благодаря своим фантастическим повестям, военная история про подростков-партизан — выход за границы привычного жанра, рассказал автор:
«Это не военная тема. Как мне, человеку, который, слава Богу, ничего этого не видел, писать о войне? Была идея написать о герое, вспомнить героя, Леонида Голикова.
Когда занимаешься фантастикой, понимаешь, что царапнуть этим читателя сложнее, всегда заранее известно, что это придумал автор. Некоторые вещи можно развернуть в пространсте фантастической книги, только в границах сурового русского реализма».
Читателям Веркина эксперимент понравился. Вот один из детских отзывов, опубликованных на сайте премии «Книгуру»: «Когда я дошел до этой книги, я понял, что это самая настоящая из всех». И дело здесь не только в выбранной теме, дело еще и в умении автора находить верный тон в разговоре с подростками. О своей работе рассказал Эдуард Веркин:
«С подростками можно говорить только на равных, не переходя на панибратство, фальшивить нельзя, я чувствовал это в детстве. Ваш камертон — это вы сами, конечно. Я помню себя, и сейчас все не очень-то изменилось. Я уже вполне взрослый дядечка, но помню, что чувствовал тогда».
Эдуард Веркин начинал с детской фантастики. Одна из его первых книг — «Место снов» — получила национальную премию «Заветная мечта». Это произведение открывало цикл детского фэнтези о мире компьютерной игры, ставшем реальностью. Сейчас у Веркина уже четыре фантастических цикла, очень популярных среди подростков, несколько крупных литературных премий и масса поклонников.
Однако писатель, по его словам, не ограничивается только фантастикой и продолжает пробовать себя в других жанрах:
«По моему ощущению, фантастика у нас оказалась в довольно герметичном пространстве, „фантастическом гетто“. Я смотрю на Гоголя — как хочется, так и надо писать. Я читал в детстве разное — то Гоголя, то Кинга, то французских реалистов, то „Детские годы Багрова-внука“. Так и пишу.
Когда я был подростком, мне представлялось, что жизнь писателя легка и интересна. Писатель всегда представляется Стивеном Кингом, у него Lamborghini, он три дня думает над одной фразой. Все оказалось совсем не так.
Гоголь во многом должен являться примером для писателя. Написал — и сжечь. Серьезно, у меня гораздо больше книг, которые я отправил «на кладбище», чем тех, которые вышли. Однажды написал роман — больше миллиона знаков. Разонравился. Пришлось стереть».
Веркин признается, что у него в работе одновременно несколько книг, которые он не дает читать даже близким, пока не будет поставлена финальная точка. Он экспериментирует с формой, с жанром, с тоном произведения. Иногда книга рождается из предыдущей, иногда идеи подсказывают сами читатели, которые активно обсуждают полюбившихся им героев на форуме в Интернете. Но главным судьей и главным советчиком для него остается подросток из Воркуты Эдик Веркин, который очень хорошо помнит, какие книги ему хотелось прочитать в детстве.
Популярный детский писатель из Германии, автор приключений необычного существа Субастика, отец четверых детей господин Пауль Маар советует всем родителям чаще читать детям вслух.
«Очень важно читать детям вслух, чтобы они привыкали к самому процессу. Часто слышишь, что книги — это школа фантазии, но это не совсем так, потому что книги развивают в детях эмоциональный интеллект, я бы так это назвал.
Книги помогают понять другого человека, и не просто понять, а представить себя на его месте, понять ближнего своего. Это очень важно. И для развития этого эмоционального интеллекта просто необходимо читать детям вслух.
Когда дети видят, что и родители тоже переживают и серьезно воспринимают происходящее в книге, на детей это производит еще большее впечатление».
По материалам: rus.ruvr.ru