К Мирозданию лицом. Памяти композитора Георгия Дмитриева (1942-2016)
Известие о кончине заслуженного деятеля искусств России, композитора Георгия Петровича Дмитриева поразит всех знавших его людей. Сердечный приступ унес его жизнь скоропостижно. Еще и за день до 15 июля ничто как будто бы не предвещало беды. День начинался обычно – новые книги и рукописи на рабочем столе, несколько телефонных разговоров. В его голосе звучала всегдашняя теплота, внимательность к собеседнику. Июль перемежал резко набегающими обильными ливнями свой жаркий поток солнца.
Деревья, воздух, трава дышали теплом и влагой, прислушивались к перестуку крупных дождевых капель. Он любил эти звуки и ощущения, легко ложащиеся на ноты, и во всякой мелодии жизни стремился расслышать то, что поворачивает человека лицом к мирозданию.
А в ночь на 16-е случилось непоправимое, казалось бы, совершенно невозможное для человека, полного замыслов и сил…
Георгий Дмитриев на редкость легко и уверенно владел ключами к сложнейшим тайнам мастерства. Обладал мудрой прозорливостью к непросто осмысляемым вещам. Когда такой мастер рядом, и подмастерьям вникнуть в сложное − легко. Он ворочал титаническими глыбами материала, но кто и когда, скажите, видел его хмурым, сурово насупленным? Зная его немало лет, могу ручаться за то, что он не подчеркивал тягот бремени, которое нес, распоряжался своим талантом в высшей степени мужественно и смиренно.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Георгий Петрович ДМИТРИЕВ (29 октября 1942, Краснодар, РСФСР, СССР — 15 июля 2016, Москва, Россия) — советский и российский композитор, лауреат международных композиторских конкурсов в Будапеште (1988) и Тренто (1991). Удостоен Золотой пушкинской медали (2000), Премии правительства Москвы (2001), почетного звания Заслуженный деятель искусств России (2003).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Энергетика творческой отдачи накапливалась и крепла вместе с присущей этому человеку глубиной взгляда на историю и современность. В первой половине восьмидесятых он написал ораторию «Космическая Россия», на исполнении которой присутствовал внук Циолковского, а чуть ранее − ораторию на текст летописи «Повесть временных лет». В девяностых Дмитриев создал оркестровые и хоровые полотна «Арфа Серафима» «Эпизоды в характере фрески», «Завещание Николая Васильевича Гоголя», «Всенощное бдение», ряд вокальных сочинений, среди которых особенно хочется отметить «Степан Разин» на стихи М.И. Цветаевой. Двухтысячные ознаменовались созданием ярких сочинений для хора («Ясный свет», «Преподобный Савва Игумен», «Шесть хоров на стихи русских поэтов», «Китеж всплывающий», «Владимирская Богоматерь») и для сольного исполнения («Песни паладина», «Богатырские песни», «Четыре стихотворения Юрия Кузнецова»). В последние пять лет композитор осуществил реконструкцию оперы К. Кавоса «Иван Сусанин», завершил работу над своим «Тарасом Бульбой». В 2015 году «Тарас Бульба» записан в исполнении симфонического оркестра под управлением Ю. Башмета. Композитор назвал это сочинение эпической фреской, но оно полно драматизма, трагичных всплесков мысли. Звучит голос Тараса, и перед взором слушателей встают видения мученически страдающей души, души героя, взошедшего на костер за плененную, униженную врагами Родину.
Даже короткий, далеко не полный обзор созданного Георгием Петровичем Дмитриевым за 55 лет активной творческой деятельности дает понять масштаб постигшей нас потери. Ушел из жизни человек высокой одаренности, выдающийся музыкант, истинный гражданин своей родины.
Об уровне полученного им профессионального и общественного признания говорят почетное звание Заслуженного деятеля искусств России, победы на ряде международных композиторских конкурсов. Его работы удостоены Золотой пушкинской медали, Премии правительства Москвы, однако самой ценной из наград можно считать исполнение его оперы-оратории «Святитель Ермоген» в Большом зале Московской государственной консерватории 4 ноября 2012 года. Торжественным музыкальным событием отмечались две даты − семидесятилетие композитора (Г.П. Дмитриев родился 29 октября 1942 года) и 400-летие переломного момента в борьбе русского ополчения против поляков во времена смуты. Снятие осады Кремля, изгнание врагов из Москвы, как известно, послужило залогом победы наших соотечественников.
Почему электронные средства массовой информации никак не откликнулись, не сообщили о смерти композитора? Пробелы такого рода показывают, что оперативность столичного и общероссийского новостного блока не безупречна, а задействованная в СМИ концепция новостных передач слишком узка, сосредоточена на саморекламе «раскрученных» персон. Жаль, что в поле зрения соотечественников не попадают события жизни и деятельности тех, кто десятилетиями ответственно и серьезно работает на благо родной культуры.
Их немало таких, как Г.П. Дмитриев, в конце восьмидесятых возглавлявший правление Московской организации Союза композиторов РСФСР. До чего же короткой делается общественная память, если никто не помянул добрым словом человека, отдавшего много сил на то, чтобы начали проводиться концерты православной хоровой музыки, чтобы на сцене зазвучали сочинения репрессированных отечественных композиторов. Как председатель Русского музыкального товарищества (с 1993 года) Г.П. Дмитриев внес значительный вклад не только в организацию музыкальных фестивалей, но и в создание общественного движения «Россия Православная».
Знакомя публику с произведениями современных западных авторов, он широко представлял творчество своих зарубежных коллег (Ксенакис, Штокхаузен, Берио и др.). Вопрос о популярности автора сегодня нередко связывают с музыкой кино: экран как лакмусовая бумажка определяет то, что можно назвать доступностью для масс. Список фильмов, в создании которых Г.П. Дмитриев участвовал как автор музыки, превышает два с половиной десятка названий. С композитором любили работать Борис Григорьев, Владимир Грамматиков, Леонид Быков, Борис Савченко, Николай Мащенко, Виктор Жилко и другие режиссеры. Кинозрителям, конечно же, памятна музыка к фильмам «Аты-баты, шли солдаты», «Петровка, 38» «Огарева, 6», к прекрасной документальной ленте о матери Юрия Гагарина «Так начиналась легенда».
Особую тему могли бы составить музыкальные воплощения стихотворных текстов: Дмитриев был большим знатоком отечественной и мировой литературы. Перу композитора принадлежат вокальные циклы на стихи Фредерика Гарсиа Лорки, Ли Бо, Витеслава Незвала, Юлиана Тувима, Эрве Базена, но поэзия русская и советская несомненно первенствовала над зарубежной. Стихи и прозаические фрагменты почти шестидесяти отечественных авторов включены в книгу «И расцветают звезды слов», составленную в 2009 году Петром Дмитриевым (сын композитора) из текстов, вошедших в корпус музыкальных произведений отца. Если пройтись по именам, увидим, что с Ломоносовым, Батюшковым, Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Тютчевым, Фетом соседствуют два десятка поэтов Серебряного века и многие старшие современники композитора (А.Т. Твардовский, В.Т. Шаламов, Н.А. Заболоцкий). Немало и ровесников (Ю.П. Кузнецов, Н.М. Рубцов, Ю.М. Кублановский, А.Д. Дементьев). Сборник позволяет представить круг литературных интересов удивительного человека, в сердце которого было столько поэзии и столько музыки.
И вот сердце перестало биться. Все случилось в одночасье, хотя за день до этого ничто вроде бы не предвещало беды. Июль близился к середине.
Сияло солнце, шли дожди. В такой же ослепительно-яркий день лет семь назад он листал томик Николая Заболоцкого. Хотелось записать нотами просторность чувств, которую дарит людям чудесное стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок». На все лады птичьего щебета там звучит гимн жизни и призыв: повернись к мирозданию лицом.
За композитора говорит его музыка. Она осталась с нами как неостановимое биение сердца. Нельзя остановить сердце, в котором так много музыки.
Елена Третьякова