Варя из ИГИЛ: что толкает молодых людей на опасные приключения?
За справедливостью
«Восточная принцесса» (так прозвали Варю некоторые журналисты и блогеры) была задержана турецкими спецслужбами в составе группы лиц, по свидетельствам органов безопасности Турции, планировали пробираться в Сирию, чтобы пополнить ряды боевиков «Исламского государства». Всего соискателей ИГИЛ-овского «гражданства», если считать Варю, оказалось 18 человек: 14 россиян и четверо азербайджанцев. Имена россиян 9 июня опубликовал на своем сайте медиахолдинг LifeNews. (http://lifenews.ru/news/155331). Если судить по именам, то все россияне, кроме Вари – выходцы из мусульманских регионов РФ.
В этом списке есть деталь, которая буквально режет по глазам бритвой: шестеро малолетних детей. Самая младшая – годовалая дагестанка Хадиджа. Как сообщают коллеги-«лайфовцы», отец Хадиджи находится в Сирии и, скорее всего, уже воюет в рядах ИГ или работает на боевиков. Судя по тому, что его жена, 24-летняя Айшат, взяла с собой в Турцию всех их детей (кроме Хадиджи, с матерью ехали 7-летняя Зейнаб и 8-летний Мурад), большая дагестанская семья планировала воссоединиться в и продолжить существование в «исламском халифате».
В свою очередь, власти «халифата» семейную миграцию поддерживают и поощряют. Есть информация, что новоприбывшим семьям предоставляются более лучшие условия, чем мигрантам-одиночкам, в ИГ есть налаженная система «исламских детских садов» и школ. Воспитание подрастающего поколения – приоритетная задача «Исламского государства», и на эту задачу халифат головорезов выделяет огромные деньги. Что, если честно, не может не прельщать. Взятка за устройство ребенка в обычный детский сад – явление нормальное не только для Дагестана, но и для Москвы.
Надо думать, что по крайней мере некоторые выходцы из России, волоча в опасное для жизни путешествие в ИГ своих детей, бегут от беспросветной для обычного человека действительности в своих регионах, где без денег и связей не устроишься сам и не устроишь будущего своим детям. Особенно это касается Дагестана, который, по выражению Рамазана Абдулатипова, не знает, что такое кризис, поскольку не выходил из кризиса вообще. Жажда социальной справедливости – одна из причин, заставляющая российскую молодежь искать ее в джихадистском подполье. Игра на присущем юности гипертрофированном чувстве справедливости – излюбленная тактика всех террористических группировок. В случае с джихадистскими формированиями, лозунги о социальной справедливости подкрепляются их частичной фактической реализацией. Автору известны случаи, когда активисты казанской ячейки «Хизб-ут-Тахрир» кормили бесплатным пловом бездомных и всех нуждающихся, а также занимались реабилитацией алкоголиков и наркоманов.
Грубая экспертная ошибка
Впрочем, сводить стремительно полнеющие ряды псевдоисламских террористов к одному социальному неблагополучию, как это делают многие отечественные журналисты и эксперты – значит совершать грубую ошибку. Более того, делающий это вольно или невольно встает на сторону таких предвзятых деятелей, как Юлия Латынина или Орхан Джемаль. (Напомню, Латынина назвала взорвавшего в 2009 году поезд «Невский экспресс» Саида Бурятского «Че Геварой наших дней», а сын Гейдара Джемаля снискал себе сомнительную известность панегириками в адрес разномастных «лесных» бандитов, которые, по мнению Орхана Гейдаровича, были кавказскими Робин Гудами).
Один из воспетых Джемалем-младшим персонажей, предводитель террористической группировки «Гимринская» Ибрагим Гаджидадаев – не пролетарий и не крестьянин. Убитый два года назад террорист Гаджидадаев был типичным дагестанским мажором, который с детства только птичьего молока не имел. В рядах «лесного» бандподполья Дагестана очень много детей высокопоставленных чиновников и сотрудников силовых структур. То же самое относится к ваххабитам Поволжья. Одним из участников так называемого «нурлатского джамаата», который действовал до 2010 года на юге Татарстана, был сын прокурора города Чистополь Руслан Спиридонов. Ваххабиты Крыма, как говорят сами крымчане, это вообще «одна мажорная тусовка».
Варвара Караулова – из той же оперы. Как говорит отец, большую часть жизни девушка провела в Европе и в Америке и с самых малых лет получала элитное образование, одно из следствий которого – знание нескольких языков.
Духовные приключения
Судя по всему, Варю начали погружать в изучение иностранных языков еще до того, как она научилась читать по-русски. Знание языков – это лишь тогда признак высокой культуры, когда ты знаешь свои язык и культуру. Утонув еще в детстве в чужих культурных контекстах, девочка совсем не знала своей родной русской культуры и вряд ли вообще ощущала себя русским человеком. Во-первых, российская элита эпохи 90-х годов, к которой принадлежит семья Вари, на 80 % состоит из либералов-западников, для которых слово «русский» синоним слова «отсталый» и «мракобесный».
Во-вторых, о том, что Варя не знала своих родных корней, свидетельствуют ее увлечения. Буквально на днях в Интернете появились фотографии, где совсем юная Варя запечатлена то в кришнаитском сари, то в не менее экзотических нарядах. Девушка искала себя и кидалась из стороны в сторону. Поиски себя, скорее всего, и привлекли девушку на философский факультет МГУ. Это место – извечное убежище для всех, кто в другом месте себе убежища не нашел. Но и там, если верить преподавателям, она себя не нашла. Выбрав специализацией раннее христианство, которым Варя увлеклась до поступления в вуз, она не реализовала выбранную тему как научное исследование: первая курсовая студентки вышла крайне слабой. Нет, Варя отлично знала даты и факты, свободно разбирала написанные на латыни древние тексты. Причина была в другом: древнее христианство для нее было кратким увлечением, вроде ее кришнаитского сари. А если совсем конкретнее – даже не увлечением, а экзистенциальным, духовным приключением.
Замечено, что у людей вроде Вари (как и у очень многих девушек и юношей) все их духовные поиски и увлечения, по большей части – это поиски ярких ощущений. Если увлечение уже не дает былой остроты и новизны, человек его оставляет и ищет другое. Жизнь от приключения к приключению – тяжкий удел молодежи из так называемого «высшего общества». Кто-то из «золотых» ищет остроту в наркотиках, кто-то — в шопинге, кто-то прожигает жизнь на Бали и Гоа. Варины поиски приключений привели ее к радикальному исламизму и неудачному бегству в ИГ. С христианством Варя разошлась символично: сняла нательный крестик, а родным сказала, что «цепочка порвалась».
Опция «Как принять ислам»
Почему очередное Варино приключение должно было состояться именно в ИГ, можно только гадать, почему искавшая приключений девушка подалась в «Исламское государство», а не, скажем, на Донбасс? Сводить выбор к одному факту принятия Варей ислама недостаточно: мусульмане на Донбассе есть по обе стороны линии фронта.
Скорее всего, поездке в Сирию предшествовала классика вербовочного жанра: неизвестно откуда взявшиеся друзья в соцсетях, долгие ночные сетевые разговоры о смысле жизни, о религии. Слабым местом студентки оказались ее пол и национальность: юные русские девушки – предмет особой охоты джихадистских вербовщиков. Чтобы дочь русского народа стала «сестрой по джихаду», вербовщики прикладывают максимум сил и времени. Не исключено, что и мусульманкой Варя стала, не отходя от монитора. В теории, для этого ей было достаточно написать в чате или в личке кому-нибудь текст Шахады (исламского символа веры), на арабском или любом языке, который знает ее собеседник. А на некоторых мусульманских сайтах есть специальная опция «Как принять ислам». Пара кликов мышкой – и ты мусульманин.
Служба народу Новороссии у Вари не состоялась и по другой причине. Те, кто едут помогать ополчению, ориентированы на жертвенное служение другим людям, а люди вроде Вари замкнуты на свои внутренние переживания и побуждения.
Как пример: у автора материала есть две знакомые девушки. Обе выпускницы МГУ, обе сострадательные и тонко чувствующие, обе, несмотря на возраст за тридцать, никогда не бывшие замужем и бездетные. Одна, назовем ее X, сейчас вывозит из Донбасса больных и раненых детей. Другая, Y, предпочла сдать внаем трехкомнатную квартиру возле МГУ и на эти деньги путешествовать по миру.
Несмотря на схожесть биографий, психологические ориентации у X и Y диаметрально противоположны: у X она альтруистична, а у Y направлена на внутренние самокопания. Девушка Y чем-то похожа на Варю: долго жила в Европе, еще в школьные годы закончила языковые курсы в Англии. Дети Донбасса для нее ничем не отличаются от амурских тигров: и тех, и другим, конечно, плохо, но тигров надо спасать прежде детей Донбасса.
Системы и антисистемы
Есть еще одна причина, почему молодые люди и девушки вроде Вари Карауловой не едут на Донбасс. Уже указывалось, что российская элита в своей массе – носители либеральных, космополитических генов. Ополчение Новороссии в либеральном тренде на психологическом уровне воспринимается как путинский, то есть враждебный каждому порядочному либерал- космополиту проект. Молодые носители «родительских» либеральных генов видят Новороссию как Систему, подавляющую объективацию. Украинский режим (как и ИГИЛ) для этих познающих субъектов – Антисистема, то есть более аттрактный, психологически близкий проект. Логика молодежного сочувствия ИГИЛ идет из противопоставления революционной Антисистеме «подавляющей» и «косной» Системе, и проста как дважды два: если все кругом ругают ту же ИГИЛ – значит ИГИЛ делает все правильно.
Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политологии Михаил Александров объясняет малопонятный феномен сочувствия террористам Аль Багдади следующим образом. Как считает эксперт, многие люди, как на Западе, так и в России решили, что ИГИЛ несет миру справедливость. «На фоне коррумпированной наскозь политической элиты, как на Западе, так и у нас, ИГИЛ может показаться маяком надежды, для уставших от воровства, коррупции и политической демагогии людей». Так что, по мнению Александрова, логически объяснить поведение Вари Карауловой, как и ей подобных, можно. К сожалению, говорит Александров, «эти люди не понимают, что ИГИЛ есть конструкция, созданная Западом для еще большей дестабилизации нашего мира».
Поддержка и отторжение
Напоследок о среде, в которой воспитывалась Варя. Павел Караулов, общаясь с журналистами, напоминал про свои разветвленные связи, по которым он искал дочь и в конце концов нашел. Господин Караулов, как указывает ряд источников – топ-менеджер «Газпромбанка», влиятельный и богатый человек. Думается, что высокий статус семьи Карауловой был причиной, почему МИД России опроверг прозвучавшее в самом начале «сирийской эпопеи» Вари известие Павла Караулова о том, что Варя получала загранпаспорт напрямую по каналам Смоленской площади, а не в районном отделе ФМС, как остальные российские граждане.
Скорее всего, статусная семья решила отыграть назад. Если влиятельный или состоятельный россиянин оказывается хоть как-то замешан в приключениях, вроде поездки Вари Карауловой в «ИГ», это может повредить его статусу. В эту игру сейчас неуклюже пытается сыграть сама беглянка Варя. Она пытается убедить российские власти, что находилась под воздействием психотропных препаратов.
Из истории с Варей Карауловой можно сделать два вывода. Первый: девушка из «нефтегазовой», высшей прослойки российского общества, в плане беззащитности перед джихадистскими вербовщиками оказывается в одинаковой ситуации с дочерью какого-нибудь дагестанского учителя. Второй: эта психологическая беззащитность – следствие тянущейся с 90-х годов линии психологической потерянности тех россиян, которые не застали ни пионерии, ни комсомола. Если у тебя внутри пустота, это значит, что обязательно твою пустоту кто-то постарается заполнить. Попытки построить в России молодежную политику остаются только попытками, без ощутимого результата. Мало организовать патриотический летний лагерь вроде «Селигера», надо заполнить его патриотами.
Артур Приймак
По материалам: завтра