Основные положения учения «Живой Этики» Елены Рерих
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ «ЖИВОЙ ЭТИКИ» КАК УНИВЕРСАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ КОСМИЧЕСКОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
«… Учение Жизни, направленное Мною, —
кратчайший путь для достижения
явления понимания Космоса».
(Живая Этика. Озарение, §107)
Учение Живой Этики принадлежит к памятникам философской мысли, в нашем веке оно уже введено в состав Новой философской энциклопедии (ИФ РАН, 2001), активно входит в научный оборот [27]. Как культурно-философский феномен, «Живая Этика» базируется на традициях трансгималайского эзотеризма, трансформировавшего опыт двух мировых религий: буддизма и христианства, сокровенную мудрость Востока и некоторые научные достижения Запада. «Живая Этика» представляет собой своеобразный вариант системы познания профетического типа, синтезирующей в себе научную и вненаучную познавательные практики и претендующей на статус новой единой космопланетарной мировоззренческой парадигмы на пороге грядущей Космической эволюции человечества.
Универсальная философия антропокосмизма, представленная в Живой Этике, стоящая на принципах универсального эволюционизма, по нашему мнению, вполне может составить универсальную парадигму (или методологию) гуманитарного исследования. И представляет собой одно из оснований новой научно-философской картины мира, её метафизический модус или вектор.
На наш взгляд, научно-философское Учение Синтеза, коим является «Живая Этика», интегрирует мировую культуру на современном этапе развития, указывая пути выхода из системного цивилизационного кризиса.
По нашему глубокому убеждению, нравственная интегральная философия Живой Этики как метазнания, как новая универсальная философия космической реальности представляет собой основание и для национальной идеи, и для новой государственной эволюционной идеологии: в формате открывающейся Реальности Космоса.
Одно из крупнейших открытий XX века – открытие реальности космоса и духовной реальности человека.
«Живая Этика» – это философская система, давшая совершенно новое представление об организации Космоса и о процессах, происходящих на Земле как составляющей Космоса.
Каждая Эпоха (астрологический Цикл, длящийся две тысячи лет) имеет свое ключевое Слово (понятие или символ), действующее как «спираль прободающего света» (Община, 58). В минувшую Эпоху Рыб – Эпоху Иисуса Христа, Эпоху Распятия и Искупления, таким словом было «Жертва». (Недаром первая книга «Живой Этики» – Зов – начинается с притчи о «власти жертвы», дабы подчеркнуть преемственность единого духовного подвига для всех эпох: Космического Закона Жертвы). Третье тысячелетие, Эпоха Водолея – Эпоха Шамбалы и ее Владыки Христа-Майтрейи (Майтри с санскр. – любовь), Владыки Любви и Сострадания в Духовных Учениях Востока, — своим ключевым словом имеет «Красоту». Космическую Красоту, проявляющуюся через космичность Общины Духа и Приход Космического Сознания, Космической Любви на Землю (точнее, на ее тонкие планы, ибо, «можно предполагать, что мир низший не переменится. Конечно, эволюция приведет к синтезу Тонкого Мира» (Откр., 1523))[5]. Иначе как понимать следующее пророческое утверждение Живой Этики:
«<…> Я сказал – Красота.
И в бою, и в победе Я сказал – Красота.
И неудача покрылась Красотою.
И горы зацвели Красотою.
А вы цветы допустите, их допустите – детей.
И склонитесь перед Принесшим ее – Красоту Великого Мира.
Поймите: нет вещей, нет решения, нет гордости, нет покаяния, есть она – Красота.
В ней путь ваш.
И ею Встречу тех, кто дойдет до Меня.
А они уже идут» (Зов, 333).
«Конечно, синтез Красоты – победа» (Откр., 1297).
Красота как категория духа, оптимальный творческий путь человека в эволюции, духовное нравственное содержание Красоты определяет конечный результат процессов космоантропогенеза. Характеризующихся на данном этапе, по утверждению Живой Этики, сменой макро-космических планетарных Циклов — завершается век Кали Юги (торжества зла, по определению древних) и наступает Сатья Юга – «золотой век», эпоха утверждения Истины, духовных основ бытия и сознания. Смена Циклов сопровождается сменой Рас, вследствие которой все, неспособное к возрождению и развитию, уходит, разрушаясь, способное к трансформации – получает более утонченную психофизическую организацию в процессе ассимиляции космопространственных энергий и восприятий. Для человечества в целом началось эволюционное движение, перспективной целью которого становится освоение тонкоматериального мира, тогда как на предыдущем, инволюционном этапе его задачей являлось овладение плотнофизическим Планом. В контексте философии антропокосмизма «Живой Этики» Красота становится «формулой космической эволюции». И вся очередная истина – в ней. «Произнесший «красота» — спасен будет», — свидетельствует «Живая Этика».
«Живая Этика» разъясняет основные понятия космической эволюции и определяет роль человека в ней. Космическая эволюция по своей сути – это процесс повышения энергетики, движение от низкого энергетического уровня к более высокому, в котором участвует каждая составная часть Космоса, процесс одухотворения материи, подъёма по планам-уровням Бытия к Единой Жизни в Свете. Согласно Живой Этике, главное направление эволюции — это движение к синтезу, от разъединенности к всевмещаемой целостности. В целом «Живая Этика» представляет собой диалектическую систему универсального космического эволюционизма, систему становления Макро- и Микрокосмоса.
Определяющей чертой «Живой Этики» является космичность этого Учения, его универсализм и принципиальная синтетичность, выражающиеся в трактовке любых феноменов бытия с точки зрения их космической детерминированности, как фрагмента космической эволюции, постулирующей энергетическое всеединство Вселенной. Эстетический аспект Агни-Йоги также носит синтетический характер, интегрируя в себе космологическую, онтологическую, гносеологическую, психологическую, этическую и аксиологическую составляющие, обосновывая нравственную волю как творящую силу бытия.
«Живая Этика» – это духовно-философское учение, т.е. в нем неразрывно связаны знание и нравственно-практические выводы из него. Космопространственное (и эзотерическое) восприятие «Живой Этики» представляет собой познание мира в его сакральной целостности, без распадения на субъект и объект познания и в этом смысле выступает как форма не дискурсивного схватывания целостности. Тяготение эзотерического (в смысле, внутреннего, сокровенного) текста (к типу которого принадлежит и Агни-Йога, хотя и не стоящая в ряду традиционной эзотерики в силу своей открытости и направленности) к целостности (холизму) описания мира может быть квалифицировано как формирование одного из направлений «неклассического рационализма». (В смысле манасического (Манас – в духовной Триаде человека – высший разум), а не интеллектуального принципа организации дискурса. (Ср.: по Канту, идеи возникают не в рассудке, а в разуме.))
Н.А.Шлемова, к.филос.н., доцент кафедры философии МГПУ, Москва (http://www.proza.ru/avtor/majtri)
Скачать полный текст можно по данной ссылке: http://olrs-glagol.ru/wp/wp-content
СПАСИБО, Юлия!
С признательностью,
Шлемова.
В продолжение темы см.: http://www.proza.ru/2014/02/28/167 — Эстетика трансцендентного в Живой Этике, статья.