Театр Поэзии Аллы Демидовой
Алла Сергеевна Демидова — российская актриса, народная артистка России (1984 год). С 1964 года в Московском театре на Таганке. Лауреат Государственной премии СССР (1977 год), лауреат премии Президента России (2001 год). Лауреат премии имени Константина Сергеевича Станиславского (1993 год), а также ряда других премий в области кино- и театрального искусства. Автор нескольких книг
Среди ролей Аллы Демидовой: Мелентьевна («Деревянные кони» по Федору Александровичу Абрамову), Раневская («Вишневый сад» Антона Павловича Чехова), Федра («Федра» Марины Ивановы Цветаевой). Снималась в фильмах «Дневные звезды» (1966), «Шестое июля», «Отец Сергий» (1968 год), «Служили два товарища» (1968 год), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975 год), «Крейцерова соната» (1986 год), «Бесы» (1992 год), телефильме «Стакан воды» и другие.
Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Ее мать — Александра Дмитриевна Харченко, лаборант кафедры экономического факультета МГУ, отец — Сергей Алексеевич Демидов, погиб на фронте при взятии Варшавы в 1944 году, муж — Владимир Иванович Валуцкий, кинодраматург.
По воспоминаниям А. Демидовой, уже в пять лет, отвечая на вопрос «Девочка, кем бы ты хотела стать», она говорила «Великой актрисой». С детства участвовала в самодеятельности. Тяга к просветительству и желание существовать на сцене один на один с литературным словом заявили о себе очень рано: помимо ролей в школьных спектаклях девочка выступала перед соучениками с собственной чтецкой программой — монологом Катерины из «Грозы» и отрывком из «Анны Карениной».
После школы, не принятой в Театральное училище имени Бориса Васильевича Щукина из-за плохой дикции, Алла Демидова поступила на экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, по окончании которого в 1959 году она стала соискателем ученой степени и начала вести семинарские занятия по политэкономии для студентов философского факультета.
Параллельно, еще на третьем курсе, Алла пришла в Студенческий театр МГУ, где играла свою первую заметную роль — Лиду Петрусову в «Такой любви» чешского писателя Павла Когоута (режиссер Ролан Антонович Быков, 1958 год). Впоследствии потаенное, сдержанное, маскируемое самоиронией страдание, которым актриса наделила этот образ, стало чертой многих ее героинь, одной из вариаций ее сценической Темы. Дебют А. Демидовой – роль служанки леди Мильфорд (Коварство и любовь Иоганна Фридриха Шиллера).
Продолжая играть в Студенческом театре, А.С. Демидова поступила в студию при театре имени Ленинского комсомола (руководители — русский драматург Михаил Филиппович Шатров и В. Ворошилов), откуда через год ее исключили как «профнепригодную». Результатом стала новая, на сей раз успешная, попытка поступления в Щукинское училище.
Демидова попала на курс педагога Анны Орочко. Дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» (Демидова — госпожа Янг), поставленный на курсе Юрием Петровичем Любимовым (1963 год), взрывает устоявшиеся «псевдомхатовские» представления о театральном искусстве и начинает новую эру в истории Советского театра — эру «Таганки», сочетающей почти уничтоженные к тому времени традиции Всеволода Эмильевича Мейерхольда с традициями политического театра Бертольта Брехта, дающего актеру возможность отчуждения от образа и прямого контакта со зрительным залом.
Официально Театр на Таганке открылся в апреле 1964 года в помещении Московского театра драмы и комедии. Прежний коллектив реорганизован. Среди тех, кого Юрий Любимов считает костяком нового театра — Алла Демидова.
Но лидером ранней «Таганки» она не стала, играла в основном небольшие роли. Слава к Алле Демидовой пришла из кино: в 1966 году она получила главную роль в фильме Игоря Васильевича Таланкина «Дневные звезды» — экранизации автобиографической повести русской писательницы Ольги Федоровны Берггольц. Фильм, непривычным, поэтическим языком повествовавший об ужасах Ленинградской блокады, купирован и положен «на полку», однако игра Демидовой замечена профессионалами — актриса получает одну кинороль за другой, критики, чьей любовью она начинает пользоваться с тех пор, сравнивают ее манеру игры с манерой Иннокентия Михайловича Смоктуновского. По итогам опроса журнала «Советский экран» Алла Демидова была названа самой перспективной актрисой 1968-го года.
С 1968-го года актриса начала играть ведущие роли и в любимовских постановках: Эльмира в «Тартюфе» (1968 год), пани Боженцкая в «Часе Пик» (1969 год), Гертруда в «Гамлете» (1971 год). В этот же период склонная к анализу и способная критически оценить деятельность собственного коллектива актриса сформулировала свой способ существования в театре Любимова: «Стараться играть объемно, актерски оправдывая любое режиссерское построение Ю.П. Любимова». Это «подстраивание» под сильную волю режиссера фактически определяет все ее последующие взаимоотношения с Любимовым. И хотя с середины 70-х она получает в Театре на Таганке роли, которые делают ее одной из заметных актрис: Милентьевна («Деревянные кони», 1974), Раневская («Вишневый сад», 1975, режиссер Анатолий Васильевич Эфрос), мать Раскольникова («Преступление и наказание», 1979), Маша («Три сестры», 1981), Марина Мнишек («Борис Годунов», 1982), — все же неудовлетворенность своей актерской судьбой в режиссерском театре Любимова заставляет Демидову и ее друга и сценического партнера Владимира Семеновича Высоцкого заняться поисками пьесы на двоих. Репетируют «Крик» Теннесси Уильямса, одновременно Высоцкий задумывает сценическую композицию по «Федре» Жана Расина. Воплощение обоих замыслов оборвалось в июле 1980-го со смертью Высоцкого.
В 70-е-80-е годы Алла Демидова остается одной из самых популярных киноактрис. Среди ролей: Мария Спиридонова («Шестое июля», 1968, режиссер Юлий Юрьевич Карасик), Леся Украинка («Иду к тебе», 1972), Аркадина («Чайка», 1972), Лизавета Павловна («Зеркало», 1974), Герцогиня Мальборо («Стакан воды», 1979), Елена Протасова («Дети солнца», 1985). В роли Марии Спиридоновой А. Демидова приблизилась к трагедии, передавая фанатичную одержимость идеей, непреложную уверенность в собственной правде. Четко была отработана и пластика образа, которая являлась выражением характера: прямая спина, твердая походка – признаки подавленной женственности, аскетической духовной красоты.
Среди прочих киноролей Аллы Демидовой – кроткая до самозабвения, отдавшая себя близким кузина Пашенька (Живой труп и Отец Сергий Льва Николаевича Толстого), бравурная чеховская Аркадина (Чайка), блаженная и полубезумная хромоножка Лебядкина (Бесы Федора Михайловича Достоевского).
Однако «Новейшая история отечественного кино» справедливо характеризует Демидову не только как «одну из самых значительных и стильных современных русских актрис», но и как «одну из самых невоплощенных в экранном пространстве»: кинорежиссеры, поняв, что ей нет равных в изображении «интеллектуальной рефлексии и духовной одержимости» пытались поверхностно тиражировать ее необычный имидж.
Нечто подобное продолжалось и на «Таганке», не раскрывавшей актрису, расцвет таланта которой пришелся на кризисные для театра времена: вынужденный отъезд Любимова за границу, приход на его пост Анатолия Эфроса и его трагическая смерть. Результатом становится сотрудничество Демидовой с режиссером Романом Виктюком, в чьей постановке «Федра» по пьесе Марины Цветаевой (1988 год) Алла Демидова наконец заявляет о себе как о трагической и одновременно синтетической актрисе, владеющей и современной пластикой, и поэтическим словом. Одновременно ведутся переговоры о «Федре» Расина с французским режиссером Антуаном Витезом. Репетиции обрываются смертью режиссера (1990).
В конце 80-х — начале 90-х «Федра» Виктюка успешно гастролирует по Европе и Америке. Стильность Демидовой, ее тяготение к четкой сценической форме и ярко выраженное личностное начало оказываются очень востребованы Западом, где она считается звездой и образцом современной русской актрисы. На родине же к ней, не очень разбираясь в структурных тонкостях ее игры, приклеивают ярлык «холодности» и «интеллектуальности». Упреки в формализме, разговоры о том, что Алла Демидова, вслед знаменитому Василию Андреевичу Каратыгину, наследует нехарактерную для русской сцены традицию школы представления, а не переживания ведутся по сей день. По сути же, «речь должна идти об изысканной (не совсем станиславской, но и совсем не любимовской) технике не-выражения чувств, делающей их серьезность особенно значимой» (М. Брашинский).
После возвращения на «Таганку» Юрия Любимова Алла Демидова играет Марину Мнишек в возобновленном «Борисе Годунове» (1988), Донну Анну в «Пире во время чумы» (1989), Электру в «Электре» Софокла (1992). Все больше тяготеет к сольным трагическим ролям.
Хотя во время раскола «Таганки» и конфликта части труппы с художественным руководителем она последовательно поддерживает Любимова, все же с 1994 года пути Демидовой и Театра на Таганке расходятся. Формально считаясь актрисой Любимова, Демидова фактически пускается в «свободное плавание». В 1993 году она создает собственный театр «А» и начинает сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. Играет в его постановках: Мертей («Квартет» немецкого драматурга Хайнера Мюллера, 1993), Медею («Медея» Мюллера-Еврипида, 1996), Гамлета («Гамлет-урок» по Вильяму Шекспиру, 2001 год).
Говоря об уникальной целеустремленности этой актрисы, интересно проследить цепь на первый взгляд неосуществимых желаний всегда реализуемых ею через определенный (иногда длительный) промежуток времени.
Примером служит ее мечта о мужской роли — роли Гамлета, которую Алла Демидова готовила еще студенткой вместе с педагогом Анной Орочко и которую едва не сыграла в спектакле российского режиссера, актера и народный артист СССР Николая Павловича Охлопкова (1963 год). Роль вернулась к ней спустя более чем 30 лет. За эти годы Демидова научилась превращать в высочайшие достоинства даже врожденные недостатки. Неканоническое произношение обернулось голосовым своеобразием. Когда-то слабый, по-юношески экзальтированный, голос обрел мощь и широту диапазона, необходимую для трагедии.
Однако А.Демидова сыграла не канонического Гамлета, а своеобразный урок мастерства, в котором представала одновременно и Гамлетом, и Гертрудой, и Офелией. Этот дар актрисы — играть трагедию вне канона, как бы осовременивая ее, отметила «Новейшая история отечественного кино».
Не признавая проторенных театральных троп, Алла Демидова сломала устоявшийся стереотип псевдочеховской героини, сыграв Раневскую из «Вишневого сада» дамой эпохи декаданса, тем самым открыв новые пути и для театра, и для литературоведения. Впоследствии идет на другой эксперимент: прививает эстетику Серебряного века античной трагедии. Впрочем, трагедией в интерпертации не умеющей играть быт актрисы становится любая житейская драма. Трагическими можно назвать едва ли не всех ее кино- и театральных персонажей — от поверженной в политической борьбе эсерки Марии Спиридоновой до куртуазной герцогини Мертей из «Квартета», история которой в исполнении Демидовой превращалась в трагедию неразделенной любви.
Возможно, именно тяга к трагедийности наделила актрису неповторимой манерой поэтического чтения — она читает русскую поэзию, следуя, подобно поэтам, за музыкой стихов и одновременно передавая трагизм судеб их создателей.
Внутренний культ красоты, эстетизм, отличающий эту актрису, объясняет ее приверженность искусству Серебряного века. Обладая способностями филолога-исследователя, она заново открывает для слушателей культуру этого периода. Ни «Федра» Марины Цветаевой, ни «Реквием» и «Поэма без героя» Анны Андреевны Ахматовой никогда прежде не игрались и не исполнялись публично. Хотя и пьесы немца Хайнера Мюллера до спектаклей Театра «А» были русскому зрителю неизвестны.
В кино 1990-х годов Алла Сергеевна появилась как некий символ, придающий глубину и объем подчас поверхностным картинам. Ее небольшие роли, как и прежде, смотрятся самоценными, отточенными номерами, полными внутренней эксцентрики и гротеска. Но и в больших, и в малых ролях, в каждом слове и жесте ее персонажей проглядывают уникальные судьба и личность. Среди ее ролей: Лебядкина («Бесы», 1992), императрица Елизавета («Незримый путешественник», 1999), мисс Минчин («Маленькая принцесса», 1999), Эльза («Письма к Эльзе», 2001). В конце 2001агода снимается в роли Алисы Коонен в фильме «Смерть Таирова».
Находясь уже около 10 лет в «свободном плавании» (исключение — сотрудничество с театром «Школа драматического искусства», где она сыграла Донну Анну в спектакле российского режиссера и теоретика театра Анатолия Александровича Васильева «Дон Жуан или «Каменный гость» и другие стихи»), Алла Демидова по-прежнему остается звездой, окруженной — из-за жесткой избирательности в ролях и замкнутой личной жизни — ореолом таинственности. Следуя древним комедиантским традициям, она ездит по разным уголкам мира со спектаклями, поэтическими вечерами и мастер-классами. В Москве выступает лишь изредка, и тогда рецензенты отмечают, что «этой Коонен нужен свой Таиров». В ожидании его наделенная литературным талантом актриса написала шесть книг, размышляя о природе искусства и вспоминая современников.
Сочинения:
Демидова А.С. Вторая реальность. М., 1980.
Демидова А.С. Владимир Высоцкий. М., 1989.
Демидова А.С. А скажите, Иннокентий Михайлович… М., 1988.
Демидова А.С. Тени зазеркалья. М., 1993.
Демидова А.С. Бегущая строка памяти. М., 2000.
Демидова А.С. Ахматовские зеркала. М., 2004.
ТЕАТР ПОЭЗИИ АЛЛЫ ДЕМИДОВОЙ СЛУШАЙТЕ ЗДЕСЬ