Интервью с Еленой Михалковой
— Елена, в своей новой книге «Котов обижать не рекомендуется» Вы пишете о перипетиях закулисной жизни актеров театра. Когда-нибудь мечтали о профессии актрисы?
—Я была звездой школьного театра в постановке по сказке «Морозко». Играла злую сестрицу, которая по сюжету объедалась блинами. Блины были настоящие, поэтому от моего выступления у меня сохранились самые теплые воспоминания. Некоторое время после этого я мечтала быть актрисой. Но потом узнала, что блины случаются не в каждой постановке. И отказалась от своей мечты.
-Вы ведь дипломированный юрист. Юридическое образование наверняка очень помогает в написании детективных романов?
-Юридическое образование само по себе — нисколько. Но зато помогает опыт работы юристом, в том числе в сфере уголовного права.
К тому же практика работы помощником следователя в одночасье избавила меня от избытка максимализма. Это важно для автора: не видеть мир черно-белым и, соответственно, не преподносить такой мир читателю. Потому что читатель этому не поверит. И правильно сделает.
-Как Вы считаете, почему детективный жанр является одним из самых популярных литературных жанров во всем мире?
—Потому что взрослые люди любят игры. Они могут скрывать это, делать серьезные лица, но в глубине души им хочется играть. А детектив — это не что иное, как игра. Увлекательная, захватывающая, интригующая. Страшная, но со счастливым концом (как правило). Зло наказано, преступник разоблачен — в книге случилось то, чего нам так не хватает в реальном мире.
А еще хороший детектив — это всегда книга про героя. Настоящего такого героического героя: умного, сильного, бесстрашного и доброго. Шерлок Холмс, Фандорин, Эркюль Пуаро и Ниро Вульф — это без всякого преувеличения героические личности. Яркие, незаурядные.
Но даже если в детективе преступление расследует не Шерлок Холмс и не Арчи Гудвин, а Клава Семеновна, консьерж дома номер сорок восемь, она тоже — герой.
А читатели всех веков и народов любят героев не меньше, чем игры.
-Каких авторов детективов Вы бы отметили особо? Как в литературе прошлого, так и в современной?
—В литературе прошлого, конечно же, Конан Дойл. Именно с Шерлока и Ватсона началось мое знакомство с детективом. Я помню, как ужасно боялась рассказа «Пестрая лента» и какое испытала облегчение, узнав много позже, что змеи не умеют лазить по шнуркам.
Из того, что я читала недавно, на меня произвели сильное впечатление «Джентльмены и игроки» Джоан Харрис и «Тонкая работа» Сары Уотерс. В обеих этих книгах в избытке есть то, что я люблю в детективах — атмосфера, интрига и — в конце — сюжетный ход, оставляющий читателя в ощущении, которое я не могу назвать иначе, чем ошеломление. Я очень ценю авторов, которые способны ошеломить читателя.
-Последняя понравившаяся Вам книга?
—Недавно я перечитала «Дом, в котором» Мариам Петросян. Убедилась в том, что это не совсем литература в привычном нам смысле. Скорее мир, в который автор лишь слегка приоткрывает дверь, позволяя читателю увидеть небольшую его часть. Поэтому там нет и не может быть законченных историй. Какую историю вы увидите, если вам дадут в щелочку посмотреть на Африку? Вы увидите нечто необъятное и завораживающее. Вот так же и роман Мариам Петросян.
-Кстати, что же все-таки главное в художественном произведении?
—Повторю за классиком: главное — мне как читателю не должно быть скучно. Как это обеспечивает автор: увлекательным сюжетом, прекрасным языком или вложенными в мою голову новыми мыслями — это второе дело. В идеале должны присутствовать все три ингредиента:
— мысль,
— язык,
— сюжет.
Но это в идеале. А в действительности есть книги, через которые перебираешься словно через каменистый склон, падая и оступаясь на каждом шагу, тяжело пыхтя и проклиная громоздкий язык писателя. Зато по прошествии многих лет понимаешь, как сильно повлияла на тебя эта книга.
Кстати, я верю в то, что книги меняют людей. И еще — что лучшие из них подобны ключам, открывающие запертые от тебя до поры до времени двери.
Кстати, я верю в то, что книги меняют людей. И еще — что лучшие из них подобны ключам, открывающие запертые от тебя до поры до времени двери.
Но это в идеале. А в действительности есть книги, через которые перебираешься словно через каменистый склон,