Уникальные резные иконы на выставке в Москве
Более 70 работ, созданных за последние 20 лет художниками Инессой и Рашидом Азбухановыми, представлены на выставке в Галерее Искусств Зураба Церетели. Художники почти 30 лет посвятили возрождению искусства резной иконы. В своем творчестве они ориентируются как на немногие уцелевшие древнерусские образа в дереве, так и на византийские образцы. Виртуозную технику мастера соединили с современной интерпретацией древней художественной традиции.
Первые резные иконы пришли на Русь из Византии еще в XI веке. Поначалу они были более распространены, чем привычные писаные образа святых. Русские мастера переняли византийский опыт и существенно расширили его. Появились именные образа, кресты, складни, нательные образки…
Рельефные иконы расписывали красками и покрывали сусальным золотом и серебром, тонировали природными пигментами, обжигали, украшали драгоценными и полудрагоценными камнями, металлическими вставками с чеканкой. Для защиты от влаги и плесени наносили специальным образом очищенные масла, пчелиный воск, сложные лаки. XVI-нач. XVII века принято называть периодом высшего расцвета русской «иконы на рези».
В середине XVII века большая часть русских резных икон была уничтожена — в результате церковной реформы 1650-1660 годов. Тогда патриархом Никоном были введены новые правила, согласно которым запрещалось изготавливать объемные иконы и скульптуры. В начале XVIII века царским указом было запрещено использовать в церковном обиходе резные изображения святых, кроме Распятий. Спасти удалось немногое.
Сегодня почти все сохранившиеся работы хранятся не только в храмах, но и в лучших музеях страны. Есть резные иконы и деревянные церковные скульптуры в музеях Московского Кремля, в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее и многих других музейных собраниях России.
Несмотря на многочисленные исторические катаклизмы, искусство резной иконы сохранилось и сейчас переживает новый расцвет. Инесса и Рашид Азбухановы создают иконы в технике рельефа, а также резные аналои, иконостасы, прочие атрибуты церковных интерьеров.
Их мастерство получило широкое признание, и свидетельство тому — персональные выставки в Музеях Московского Кремля и Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в Санкт-Петербургском Государственном музее истории религии. Ценят их произведения и в Европе: резные иконы Азбухановых экспонировались в Германии, Великобритании и в Ватикане.
Французский католический деятель, кардинал Поль Пупар был восхищен их работами. «Художники наводят мост между духовными традициями и говорят нам сегодня о правде и красоте, побуждая нас к еще большему пониманию глубокого смысла существования ценностей», — отметил он.
Посетители выставки могут по-разному воспринимать работы Азбухановых: одни увидят лишь произведения искусства — изысканные рельефы, выполненные с потрясающим мастерством, другие — обратят внимание в первую очередь на образа святых, третьи смогут проследить, как древняя художественная традиция трактуется современными художниками. Но вне зависимости от религиозных убеждений, каждый зритель почувствует тепло, исходящее от «икон на рези».
По материалам: news.rambler.ru