Читайте, люди, Абая
Казахстан отпраздновал 170-летнюю годовщину со дня рождения родоначальника казахской письменной литературы поэта, писателя, просветителя, композитора и философа Абая (Ибрагима) Кунанбаева. К такому внушительному юбилею Абай в обыденности давно вышел за пределы литературы и философии, став символом, знаком, географической точкой. Сегодня можно ехать по Абая, стоять на Абая, назначить встречу у Абая, жить в Абае.
А ведь классика даже звали по-другому. Отец нарек ему имя Ибрагим – мусульманский вариант имени Авраам, будто бы предчувствуя, что Абаю так же, как и его древнему тезке, суждено стать отцом народов. Собственно Абай – это прозвище, которое было дано еще в детстве одной из женщин семьи, основных его воспитательниц. Одни биографы считают, что это была мать Улжан, и она назвала сына так, видя черты его характера, ведь «абай» значит «осторожный», «вдумчивый», другие исследователи утверждают, что прозвище закрепилось за Ибрагимом благодаря бабушке Зере, которая, волнуясь о безопасности младенца, постоянно ему говорила: «Осторожно!» Так или иначе, просветитель сегодня известен всему миру именно под этим именем-прозвищем, которое взял себе в качестве литературного псевдонима.
Родился будущий классик в богатой семье, которая принадлежала к знатному роду. Его отец Кунанбай был главой рода, старшим султаном одного из уездов. Понимая значимость образования и мечтая видеть своего сына грамотным и образованным бием (судьей), он рано отдал Абая учиться. Мальчик начал обучение у аульного муллы, продолжил в медресе. Там будущий писатель изучал арабский, персидский, другие языки Востока, знакомился с произведениями великих мыслителей прошлого Алишера Навои, Абулкасыма Фирдауси, Низами Гянджеви. Там же Абай впервые прикоснулся к русскому литературному слову. Он самозабвенно учил русский язык и втайне от своих мусульманских учителей посещал русскую школу. В это же время Абай начал пробовать свои силы как сочинитель стихов.
Любопытно, что Абай Кунанбаев, поэт-философ Шакарим Кудайбердиев и писатель Мухтар Ауэзов – три столпа казахской литературы — уроженцы одного аула и родственники между собой.
Уже в 13 лет, видимо, сочтя сына достаточно грамотным, Кунанбай стал приобщать Абая к своей деятельности – быть бием, степным судьей. Весьма и весьма почетная должность и не только в то время. Абай ездит по аулам, выслушивает жалобы, разрешает конфликты, выступает посредником в спорах. Он быстро возмужал на этом поприще, познал людей, их характеры, нравы – это, без сомнения, полезный опыт для писателя и мыслителя. По мнению библиографов, именно в эти годы окончательно формируется мировоззрение Абая, оформляется желание стать распространителем знаний, просветителем родного народа.
Памятник поэту и философу в Москве
В 28 лет он порывает с навязанной отцом хоть и престижной, но нелюбимой деятельностью и погружается в самообразование – много читает, знакомится с произведениями русских классиков, начинает переводить их труды на казахский язык. В приобщении к русской культуре и через русскую к европейской культуре на основе либерального ислама просветитель увидел будущее своего народа.
Благодаря Абаю, в казахской степи зазвучали стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, полюбились народом меткие басни И.А. Крылова, переводы рассказов Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, других русских классиков. Особенно прониклась Степь «Письмом Татьяны» из пушкинского «Евгения Онегина», которое Абай положил на музыку и сделал «Песнью Татьяны», эта песня стала вскоре популярной и поистине народной.
К сожалению, просветитель прожил недолгую жизнь. Он покинул земной предел на 59-м году жизни. Его наследие – около 170 стихотворений, 56 переводов произведений русских и европейских классиков, несколько поэм, философские притчи «Слова назидания», около 20 песен, которые исполняются и поныне.
…Писатель Мухтар Ауэзов в 1959 году стал лауреатом Ленинской премии в области литературы за роман-эпопею «Путь Абая». Заканчивая свой роман, Ауэзов вложил в уста одного из героев – ученика Абая Дармена — такие слова: «Родной брат мой, Абай! Семена, посеянные тобой, не увяли, не погибли. Пусть пока они еще не стали густой дубравой, раскидистым садом… Но они уже растут по всей необъятной степи, по просторам широких долин и дают много поросли. И будут расти с каждым годом… Во имя этого я клянусь; всю свою жизнь, до самой смерти, свято хранить в своем сердце твои драгоценные слова, заветы, оправдать твое отеческое воспитание, мой любимый брат!»
За эпопею «Путь Абая» Мухтар Ауэзов был удостоен высшей в СССР Ленинской премии
Незадолго до смерти, «на высоте всех опытов и дум» Абай пишет «Қара сөздер» («Слова назидания») – 45 философских кратких притч, дум о народе, о преодолении распространенных пороков в назидание будущим поколениям. Читая «Слова», удивляешься, насколько они актуальны, современны.
О творчестве Абая до сих пор спорят, дают разные оценки, соответствующие духу и конъюнктуре времени, политическим платформам. Абай остается живым классиком, народная тропа к которому не только не заросла, она превратилась в широкую улицу, как названный в его честь центральный проспект Алматы.
Памятник поэту и философу в Алматы
****
Из «Слов назидания» Абая Кунанбаева
1. О достоинствах человека суди по тому, как он начал дело, а не по тому, как ему удалось завершить его.
2. Как ни прекрасна мысль, пройдя через человеческие уста, она тускнеет.
3. Сказав мудрые слова самонадеянному невежде, порой обретаешь утешение, но чаще всего от них не остается и следа.
4. Твори благо разумному, глупого оно только портит.
5. Сын своего отца для других – враг. Сын человеческий – твой брат.
6. Достойный, попросив многого, довольствуется малым, ничтожный просит много, но останется недовольным, если дашь больше, чем он просит.
7. Тот, кто трудится для своего блага, уподобляется животному, которое пасется только для себя; того, кто трудится, выполняя человеческий долг, всевышний метит своей любовью.
8. Кто отравил Сократа, кто спалил Жанну д’Арк, кто казнил Гайсу (Христа), кто закопал нашего пророка в останках верблюда? – Толпа. Толпа безрассудна. Сумей направить ее на путь истины.
9. Человек – дитя своего времени. Если он плох, в том виноваты и его современники.
10. Будь в моих руках власть, я бы отрезал язык тому, кто твердит, будто человек неисправим.
11. Остаться одиноким – все равно что умереть. Все беды падут на голову одинокого. В миру много порочного, но и утешение, и веселье существует в нем же. Кто с достоинством выдержит первое? Кто устоит во втором?
12. Кому из нас не приходилось бывать в беде? Теряет надежду только слабый. Верно, что в мире нет ничего неизменного, но ведь и зло не вечно. Разве после суровой зимы не приходит полноводная цветущая весна?
13. Если некто молчит в гневе, значит, всю силу гнева он затаил в себе. Извергающий черную брань – обычно хвастун или трус.
14. Успех и счастье опьяняют человека. И только один из тысячи умеет сохранить хладнокровие и разум.
15. Если хочешь, чтоб дела твои ладились, берись за них разумно.
16. Высокая должность – все равно, что высокая скала. На нее и неторопливая змея вползет, и быстрокрылый сокол взмоет. Недоброжелатели начинают хвалить тех, кто еще не достиг вершины, а эти, легковерные, радуются их словам.
17. Мир – океан, время – веяние ветра, ранние волны – старшие братья, поздние волны – младшие братья. Поколения сменяются чредой, а кажется – незыблем их покой.
18. Простолюдин, прославившийся умом – выше царя, вознесенного удачливой судьбой. Юноша, продающий свой труд, достойнее старца, торгующего своей бородой.
19. Сытый попрошайка – дьявол во плоти, ленивый суфи – лицемер.
20. Плохой друг – все равно, что тень, когда солнце над головой, от нее не избавиться, когда тучи сгущаются, ее не сыщешь.
21. Будь откровенен с тем, кто одинок, поддерживай хорошие отношения с теми, у кого много друзей. Будь осторожен с беспечным и стань опорой обездоленному.
22. Бесполезны и бесплодны: бессильный гнев, любовь без верности, учитель без ученика.
23. Пока ты добиваешься счастья, добра тебе желают все, но как только ты достигаешь цели, твой доброжелатель – лишь ты сам
__________________
Фото – http://citykey.net/product/pamyatnik-poetu-i-filosofu-abayu-kunanbaevu-almaty-kazahstan
Ольга Гребенюк
По материалам: www.ritmeurasia.org