В «11-й месяц лютого голода»…

…Природа человеку и мать, и злая мачеха.
С этого начались все наши сказки.

 М.М. Пришвин

 

Второй месяц зимы. С 21 января по 20 февраля. Именно в этот зимний «лютый» месяц, одиннадцатый, – в соответствии со своим будущим Лесным  календарём, – и родился Виталий Валентинович Бианки (11.02.1894). Питерский, ленинградский детский писатель, биолог. Истый гуманист. Всеохватный пропагандист и распространитель естественно-научных знаний. Учёный. Художник. Педагог. Подвижник.
Вслед за С. Я. Маршаком он достойно и достаточно бодро входит в советскую  литературу – печатается в журналах «Чиж», «Ёж», «Воробей», «Новый  Робинзон» и др. Из номера в номер публикуя своего рода журналистские репортажи – фенологический календарь. Что стало прообразом «Лесной газеты на каждый год» (1927).
.
По ночам на крышах происходят  кошачьи  концерты.
Кошкам  они  очень нравятся.
Концерты кончаются отчаянной
потасовкой между певцами.

.
Вослед за М. М. Пришвиным  – с его «Лесной капелью» – Бианки заполняет пустующую по существу в СССР нишу профессионального педагога-писателя, всесоюзного глашатая многообразия красот и чудес  родной природы. Одновременно противопоставляя свежее видение передового анималистического направления  – бытующему тогда   вульгарно-социологическому взгляду на детскую литературу и педагогике вообще.
И ежели для Пришвина важно было субъективное усвоение природы, её философское осмысление и восприятие, более связанное с эстетизмом, – то для Бианки эталоном художественной правды являлись точность и объективность формируемой картины мироздания. Являлось её научное содержание, диктующееся всеобъемлющими знаниями биологии, орнитологии, зоологии, краеведения. Хотя и Пришвин, добавим, начинал  путь как учёный: «Мучился всю жизнь над тем, чтобы вместить поэзию в прозу», – целомудренно признавался он.
По-пришвински, Бианки чрезвычайно много путешествовал по стране: «Если вы хотите узнать родную землю по-настоящему… своими ногами пройдите по ней – по просёлочным дорогам, лесным и полевым тропам и совсем без дорог (Ю. Дмитриев о книгах Бианки). Вдоль и поперёк он объездил-исходил Центральную Россию, Поволжье.  Был на Севере, в Казахстане.
.
…Большинство птиц летит прямо на юг  –  во  Францию,  Италию,  Испанию,
на Средиземное море, в Африку. Некоторые  –  на  восток;
через  Урал,  через Сибирь в Индию.
Тысячи километров мелькают внизу.

.
«…Сотни тысяч молодых дубков, клёнов, ясеней выстроились вдоль Волги, пересекая степь от края до края. Сейчас деревца ещё малы, они ещё не окрепли, и у каждого из них много врагов.
Мы знаем, что один скворец уничтожает за день 200 граммов саранчи. Эти  птицы принесут большую пользу лесным полосам, если будут жить недалеко от них. Вместе с усть-курдюмскими и пристанскими пионерами мы смастерили и развесили возле молодых лесов 350 скворечников.
Всё это, конечно, скромные пионерские дела. Но, если нашему примеру последуют другие пионеры и школьники Советского Союза, все вместе мы принесём большую пользу Родине» (Лесная газета).
…Согласитесь, дорогие друзья, насколько же важно, чтобы дети росли добрыми, отзывчивыми и умными. Тем не менее, всё труднее и труднее становится современным родителям выполнять простой с виду план «осуществления добра» в связи с засильем инородной «иностранной шушеры» (В. Васнецов).
Издавна с проблемой воспитания ребёнка помогала справляться не что иное, как забота об окружающем растительном мире и животных – домашних, диких-лесных, – неважно.  «Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребёнка, как это делают живые любимцы. В любой подопечной птице, даже в растении, ребёнок прежде всего почувствует друга» (В. Бианки).
В. В. Бианки, 120-летие которого мы сегодня отмечаем, как никто другой постарался окрасить свою жизнь и жизнь окружающих его людей щедротами добра, света. Воспитанием чувств любви  и благожелательности в подрастающем юном, «младом племени». Несколько поколений русских, советских  людей носили и хранили  в сердцах заветы и научения В. Бианки в отношении бережного и чуткого восприятия живой природы, растений, четвероногих собратьев,  – в отношении  нашего сосуществования под общим Солнышком-солнцем.
Знаменитая «Лесная газета» Бианки  лишь при жизни автора выдержала 9 отдельных изданий (1-е изд. 1927. 9-е – 1956)! Популярность сия объяснялась не только новизной и обильностью, обширностью  материала, но и открытой В.В.  новой формой научно-художественного труда – подлинной энциклопедией русской природы.  Как, например, в сборнике «Лесные были и небылицы».
До конца дней В.В. творил с непрекращающейся интенсивностью и неизменным успехом. Книги писателя переведены на многие языки и пользуются широкой популярностью у читателей всех возрастов, во всех уголках света.  До сих пор многократно переиздаются.
.
Целый день трудился Жаворонок: летал в поднебесье и пел.
Пел, чтобы все знали, что всё хорошо и спокойно и поблизости не летает злой ястреб. Пел, чтобы радовались полевые птицы и звери.
Пел, чтобы веселей работалось людям.
Пел, пел – и устал…

.
Любимый жанр В. Бианки – сказочный. Которому писатель дал весьма характерное определение – «Сказки-несказки». То есть сказки с довольно крепким реалистическим основанием. …Так, к попавшему в беду муравьишке лесные собратья  вовремя приходят на помощь и помогают добраться до дома точь-в-точь до захода солнца…
«Сказки-несказки»  сочетают в себе признаки научно-художественных  произведений и фольклорных. Развитие волшебного, сказочного сюжета даёт возможность драматизации, опоры на игровое его исполнение. Что выразилось в театральных постановках, экранизациях, мультфильмах.
Первый рассказ – «Чей нос лучше?» – напечатан в 1923 году. …История про Мухолова-тонконоса, который не может клевать зёрнышки: нос слишком тонок.  День-деньской ловит мошек, гоняется за ними, – а живёт впроголодь!.. В очерках В.В. умещалось также много точных сведений. Но писатель бережно и с любовью несёт маленьким читателям не единственно научную информацию – он никогда не бывает исключительно натуралистом. Бианки весело и добродушно жонглирует, перекидывается словами. Знает очарование их созвучий и власть их над ребячьей душой. Чуткой, непосредственной. Сказочные герои Бианки спорят, сердятся, насмехаются друг над другом, становятся похожими на людей: Тонконос, Крестонос, Долгонос… Мухоловы, бекасы, кулики, козодои –  птицы-персонажи, о которых заходит речь, воплощаются в непоседливых участников драматических мизансцен.
Герои повестей и притч действуют сообразно природным привычкам, врождённым качествам и значениям. Как учёный, Бианки никогда не нарушал биологической  буквальности, пунктуальности тех сведений, кои нёс читателям. Из произведений В.В. можно узнать о среде обитания птиц и зверей, их обыкновениях, передвижении и перелётах. О выведении и воспитании потомства: «На великом морском пути», «Где раки зимуют», «Оранжевое горлышко».
.
«Слушай меня, – сказал тогда Старый Воробей.  –  Ты  летай  себе  по
садам, полям и лесам, летай да присматривайся, что кругом делается. А  как
услышишь, что месяц кончается, прилетай ко мне. Я тут живу, на  этом  доме
под крышей. Я буду тебе говорить, как каждый месяц называется.
Ты  все  их по очереди и запомнишь».

.
Бианки оправданно считал родственным личной художественной манере стиль и образность фольклора, находя в нём свойства того же «мифотворчества», что и в детских придумках-играх.  В безбрежной народной стихии художник лицезрел опору собственным исканиям, –  распространяя таким образом сие воззрение на созидание вообще, в том числе литературное: «Писатель – дитя народа, он растёт из глубин народного мироощущения, мироопределения – народной веры, мифотворчества своего народа» (В. Бианки). – Здесь он, кстати, вполне схож с пришвинской дефиницией: «Писатель – это стрелочник времени. Мой современник  –  …тот, кто сам участвует в создании нового времени, кто на это душу свою положил» (М. Пришвин).
В глубокой народной традиции пребывает и мораль бианковских сказок, – где добро и справедливость всегда оказываются сильнее. Но заметим,  победу одерживает лишь тот, на чьей стороне Знание с большой буквы. В сказках различимо стремление автора к конкретности и психологической чёткости в генерации «конструкций» характеров.
Не поступаясь авторской индивидуальностью, Бианки не только крепко усвоил, но и всесторонне развил фольклорные традиции. И в жанре сказки, и близкой ей  по духу «несказочной» истории: бывальщине, охотничьем рассказе, – он создал общепризнанные шедевры: «Кто чем поёт?», «Первая охота», «Лесные домишки», «Мышонок Пик». В зависимости от замысла  писатель преобразует традиционную структуру фольклорного сюжета, фабулы и логику фольклорной задумки – мотива. Словно высококлассный музыкант-импровизатор, – интерпретируя мелодию, – умело ограняет,  украшает композицию в целом, не меняя первостепенного смысла.
В произведениях же, целиком обращённых к детям, мастерство художника также присутствует во всём, о чём он пишет. Ярко высвечиваются виртуозно преодолённые границы, отделяющие, точнее, оттеняющие его как детского сочинителя-живописца – от «взрослого».
.
Этот зайчонок из листопадничков.
У зайчих первые зайчата родятся весной, когда ещё снег корочкой – наст.
И называются они настовичками. А последние в году родятся осенью, когда уже лист с деревьев начинает падать.
Их охотники так и зовут – листопадничками.

.
Особое место занимают психологические новеллы, где героем выступает охотник, натуралист, внимательный наблюдатель. Он открывает тайны природы, испытывая радость познания великого и бесконечного чуда бытия. Таковой чертой  блистательного созидательного дара писатель зримо сближается с ощущениями ребёнка, открывающего для себя Большой божий мир.  Данное свойство характера объясняет парадокс писательской самохарактеристики: реалист и натуралист – и в то же время «мифотворец»!  Который, подобный дитяти, – играя, – творит из игры сказку, миф.  Творит ликование, восторг.
…Идеологические гонения трагически отразились на судьбе Бианки, высланного в 20-е годы в г. Уральск. Позже – в Новгородскую область. Нелёгкие путевые впечатления легли в основу книг для взрослых: «Конец земли» (1933), «Птицы мира» (опубл. 1960), «Одинец» (1933). В 1929-м возвращается в Ленинград.  С началом весны писатель по обыкновению надолго покидал квартиру. Обратно в город, восвояси, сбираясь ажно поздней осенью…
Умер Виталий Валентинович 10 июня 1959 года. По его собственной  Лесной хронологии то был «3-й Месяц Песен и Плясок» – третий месяц весны: с 21-го мая по 20 июня. Почему третий? Да потому что Новый год в лесном календаре приходит не зимой, а весной – когда солнце вступает в созвездие Овна. В «1-й Месяц Пробуждения от Спячки» – с 21-го марта по 20 апреля.  Ведь в лесу у зверей и птиц всё не по-людски – в лесу всё и вся живёт по расчудесному и долгожданному Солнышку-солнцу. Олицетворяющему счастливую жизнь – и нескончаемую вечную память.

Игорь Фунт

По материалам: webkamerton.ru

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звёзд (3 votes, average: 3,67 out of 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.