Cчастье. И другие рассказы

Память возвращает меня в те далёкие года, когда дети мои были младше сегодняшних внуков. Когда сила, энергия и молодость составляли одну прямую. И жила я тогда не в городе, а в таком месте, воспоминания о котором вызывают противоречивые чувства печали и радости. Радость оттого, что это была моя жизнь, и печаль, что всё ушло в прошлое. Только сейчас, спустя столько лет, в полной мере понимаю, какой счастливой была в те годы. Сколько было свободы! Душевной свободы и покоя! Какие просторы меня окружали! Тайга. И вся моя! Просто такое чувство. А теперь только и остаётся, что благодарить память за возможность вернуться в тот рай.

Лето. Раннее утро, но солнце уже взошло. Босоногая в лёгком сарафане я выгоняю корову на пастбище. Мне и в голову не приходит, что можно наступить на битую бутылку или змею. Бутылок здесь просто нет: места безлюдные, охраняемые. А вот змеи есть и немало, но я об этом не думаю. Не боюсь их. Может, потому они никогда не появляются у меня под ногами. Корова моя, Зорька, уже мирно пасётся. Травы – сколько глаза видят! А цветы! Лесные пионы! Белые, розовые. Светлыми пятнами по полю. Весной на этих же местах ландыши. Целые поля ландышей! Крупные, упругие. Это не те, что растут в пригородных лесах, чахлые и низкорослые, отравленные выхлопными газами. Здесь воздух чистый, лечебный. Я не спешу домой. Иду к ручью в надежде увидеть косуль, которые часто приходят сюда в определённое место возле обрыва. Милые, прекрасные создания! Они уже на месте.

Ложусь на землю. В густой траве меня не видно. Подо мною обрыв в два метра и я смотрю на них сверху вниз. Всё в мою пользу. Тихая безветренная погода тоже. Их семь штук. Самочки пьют воду и просто стоят на открытом месте.  Так им не досаждают комары, а днём, когда пригреет солнце, – слепни и оводы. Самец немного крупнее. На его голове рога. Миниатюрное повторение лосиных, но с меньшим количеством разветвлений. Он вертит головой и ушами. Никакая опасность не грозит его стаду пока он на посту. Настоящий часовой. А какие красивые глаза! Тёмные, большие как сливы. И внимательные. Для меня было настоящим открытием услышать, как они лают. Такие утончённые и вдруг лают. Потом привыкла к этому «ав–ав».  Я могу долго любоваться ими, но пора домой. Так же тихо ухожу, как и пришла. Не хочу пугать, ведь косули могут больше не прийти туда, где есть опасность.

Этих животных ещё называют козами, но они настолько грациозны, что такое название кажется оскорбительным. Вижу, как подрагивает кожа на мускулистых ногах, как они машут маленькими хвостиками, отгоняя насекомых. Мне доводилось видеть их в беге. Какие прыжки — до четырнадцати метров! А ещё эти животные – настоящие нарушители государственной границы. Одному Богу известно, как можно на скаку «просочиться» сквозь плотно натянутую колючую проволоку, расстояние между рядами которой всего десять сантиметров, оставляя для пограничников свои «визитные карточки» — клочки шерсти на узелках проволоки.

Возвращаюсь домой: пора снимать с постов своих питомцев — восточно-европейских овчарок.

 

ВСТРЕЧИ В ЛОСИНОМ ОСТРОВЕ

 

Много ли городских жителей могут поделиться своими впечатлениями от встречи с лесным зверем — хозяином Лосиноостровского заповедника? Думаю, что нет. А вот мне и моему спутнику крупно повезло.

Мы уже собирались возвращаться домой с велосипедной прогулки, когда из леса на поляну вышел он! Лось! Огромный, настоящий! С большими ветвистыми рогами! Мне показалось, ничуть не меньше лошади. Конечно же, нас он видел, но это его нисколько не смутило. Никак не выказывая страха, неторопливой рысью пересёк он поле, дав нам возможность полюбоваться на свою гордую осанку и грациозность. А мы смотрели как заворожённые и одновременно испытывали чувство досады за такую непростительную оплошность, как упакованный в рюкзак фотоаппарат. Но и это не омрачило нашу радость соединения с самой природой. Мы отправились дальше уже с фотоаппаратом наперевес и правильно поступили.

На этом сюрпризы не закончились. Заповедник решил показать нам свои секреты. Не проехали мы и пяти минут, как мой спутник сделал знак остановиться. На тропинке между нами лежала улитка. Улитка, конечно, не лось, но зато рысью не бегает, и её мы успели сфотографировать с разных сторон. Надо сказать, что улиток таких размеров я ни разу не встречала. По моим понятиям — просто огромная! Сантиметров шесть в диаметре, а всё её вытянутое тельце — сантиметров 10-12. Знатоки, может, и скажут, что это не такой уж большой экземпляр, а по мне — гигант! Сначала в целях безопасности она спряталась в своём домике, но почувствовав, что вредить ей никто не собирается, вытянулась на тропинке во всю свою длину липкой лентой. Мы с интересом наблюдали, как плавно, не спеша, ползёт она по своим делам, приподняв голову с почти прозрачными рожками, как мужественно преодолевает препятствия в виде листьев подорожника.

Не могу умолчать ещё об одном занятном случае, происшедшем днями раньше. Решили мы поиграть в бадминтон на одной из полянок. Когда ставили велосипеды, увидели, как кто-то мелькнул в траве, затем меж кустов. И уже на дереве этот кто-то превратился в белочку. Было странно, что она не убежала, а просто расположилась на ветке и, казалось, наблюдала, как мы фотографировали её со всех доступных сторон. Мне на миг показалось, что это и не белка вовсе, а котёнок — уж так она вытянулась на ветке.

Поработав фотомоделью, белочка исчезла. Но то, что произошло через несколько минут, удивило нас и поразило до глубины души. Мы уже начали играть, как вдруг опять увидели нашу белочку, но уже почти на верхушке дерева. И тут начался концерт! Белка прыгала с ветки на ветку, с дерева на дерево, но при этом не терялась в густых зарослях и листьях. С какой игривостью и лёгкостью она выделывала свои трюки на виду у нас, словно специально показывая мастерство и превосходство над нами, стоящими внизу на земле: «Смотрите, как я умею летать!» И опять прыжки по самым тоненьким веточкам! С дерева на дерево! «Я здесь хозяйка!» Она показывала это нам! Мы смотрели на незабываемое зрелище, мысленно летая вместе с нею. А я думала, какое счастье иметь возможность быть частью природы!

 

 ГАДЫ

 

Змея никогда не ужалит из любопытства. Не трогай её, и уползёт подальше от опасного человека. Непонятно, за что их обозвали гадами. Моя дочка, когда ей было года четыре, сказала что это «скользюки». И действительно, разве есть ещё такое живое существо, которое так ловко, безупречно скользит по любому грунту, будь то песок, камни или земля. Для её передвижения трудно подобрать более точное сравнение. Она и по воде скользит и по тонким веткам на дереве.

Помню, когда было мне двенадцать лет, катались мы с подружкой на велосипедах. День выдался нестерпимо жарким, и мы остановились у речки Сандуган, чтобы освежиться в  прохладной воде. Спуск к реке был крутой, а чтобы его не размывало при наводнениях, засыпан щебнем и камнями. Желание искупаться гнало нас вниз к воде. Но уже на середине спуска мы замерли от неожиданности: на камнях, свернувшись кольцами, лежали змеи. Они были совсем рядом. Я оглянулась, и холодок пробежал по коже. Змеи лежали там, где я только что спускалась. Моя подружка тоже стояла в оцепенении. Змеи были вокруг нас, и ни одна не сдвинулась с места. Некоторые просто приподняли головы. Мы явно не представляли для них угрозу. Купаться перехотелось. Аккуратно, внимательно глядя под ноги, мы двинулись обратно. Стоя уже на дороге, мы попытались сосчитать, сколько же этих живых колец решили одновременно погреться на солнышке. Их было двенадцать, но это те, что попали в поле зрения. Оставив такой экзотический берег в покое, мы поехали дальше. Нам и в голову не пришло, что можно забросать змей камнями или просто разогнать палками. Для нас они были частью природы, в которой жили и мы сами.

В памяти возникает ещё один случай, который произошёл в Лосиноостровском заповеднике. Гуляя с другом в лесу, я увидела мужчину с собакой. У его овчарки проснулся охотничий инстинкт, и она занималась тем, что стаскивала с кустарников ви-сящих  на ветках полозов и перекусывала их. А мужчина с довольным видом сообщил нам, что его пёс задавил уже шесть или семь гадюк. Мы стали объяснять, что это никакие не гадюки, иначе его собака была бы давно ужалена, что это безобидные полозы, которые просто греются на солнышке. Да и период, видимо, брачный. Весна всё-таки… Напрасно мы пытались призвать хозяина собаки к чему-то разумному. В его глазах было такое неподдельное удивление и недоумение после всего услышанного, что стало понятно – слова застряли где-то на полпути. Вот и подумайте, кто относится к гадам.

В одной из заповедей говорится: «Не навреди». Это относится к нам, людям, которым животные приносят куда меньше вреда, чем мы им.

docs.mail.ru

 Алёнушка у озера.  (флористика: береста, листья, цветы,сухие растения) Автор картины Лариса Криницкая

НОСТАЛЬГИЯ

 

Знаете ли вы такого человека, который хотя бы раз в жизни не «вернулся» в своё детство? Я не знаю. И с годами всё чаще хочется заглянуть и извлечь из тайников памяти те далёкие по времени и такие близкие по духу моменты, чтобы каждый раз поражаться искренности, чистоте и свободе маленького сердца маленького человека.

Вот я на даче. Мне пять лет. Сюда на летний период вывозят наш детский садик. Место сказочное! Хвойный лес! Деревья, как мне кажется, до неба. Вокруг чистота. Земля покрыта слоем прошлогодних хвойных иголок. Никаких кустарников. Сквозь просветы между стволами сосен видны корпуса дачи. Мы на прогулке. Я сижу на корточках и наблюдаю за муравейником. Просто смотрю и радуюсь. Прихожу в восторг оттого, что малюсенькие муравьишки так ловко и быстро бегают по земле, усыпанной иголками, и не боятся заблудиться. Бегают по стволу дерева и не боятся упасть. Какие смелые! Вижу, как при встрече трогают друг друга усиками и лапками. Мне радостно, что они такие дружные. Недавно я нашла жука-оленя – или как его ещё называют – жука-рогача. Это самый большой жук, каких я видела, даже больше моей ладошки. Его рога, такие красивые и блестящие, похожи на рога взрослого животного. Так и хочется их потрогать. Но я уже знаю силу этого оружия. Жук сидел на пне и, как мне показалось, спал. Но стоило поднести к нему руку, тут же принял боевую позу. Поднялся на передних лапках так, что   его рога возвысились над туловищем и немножко разошлись в стороны. Мне он казался смелым и грозным. Я так обрадовалась своей находке, что тут же захотела позвать всех ребят. Но, представив, как они с ним обойдутся, сразу передумала. Мальчишки затаскают по рукам или устроят состязание, чью палку жук сильней сожмёт своими рогами. Он это делает как рак клешнёй. Я погладила находку по твёрдой спинке или крылышкам и оставила его на своём пне. В этом лесу столько всякой живности, что даже за лягушкой можно далеко ускакать, если бы не бдительные воспитатели. А мне очень нравятся лягушки со своей прыгучестью на лапках-пружинках. Однажды, на какой-то праздник, мама пригласила гостей. Дело было к вечеру, а в это время суток у колонки с водой собиралось множество лягушек. Поймав четырёх зелёных красавиц, я довольная побежала домой порадовать маму и всех остальных. Когда я появилась на пороге, гости с визгом вскочили с мест и разбежались по всей квартире. Я от такой неожиданной реакции разжала руки и уронила всех лягушек на пол. Они тоже, как и гости, разбежались по всей квартире. Потом пришлось собирать их по всем углам, а гости  в это время сидели на диване и стульях. Мама не ругала меня за этот «сюрприз», потому что понимала моё желание порадовать других и порадоваться самой. В то время  меня всё приводило в восторг: длинные лапки паука, тоненькая «талия» у муравья, разноцветные  красавицы-бабочки, изящные гусеницы и то, как они ползают. Я сама пыталась ползать как гусеница. А дома, в саду, не могла налюбоваться на майских жуков. Они такие зелёные и зеркальные! А как жужжат в полёте! Радость переполняла сердце, когда я просто на них смотрела. Тогда, в детстве, они были частью моей жизни. И теперь, спустя много лет, гуляя со своей внучкой, я вдруг услышала такое знакомое и забытое, родное жужжание. Это летел майский жук! Прямо из детства. Алина (так зовут мою внучку) заметила, куда он сел, и с радостным возгласом побежала посмотреть, что это такое. Я посадила жука на ладошку и сама радовалась, как ребёнок. Если в моём  детстве их было в избытке, то здесь, в подмосковном городе Королёве, я увидела этого жука впервые за восемь лет. Моя же внучка не видела их ни разу. В том, как она любовалась прекрасным творением природы, как нежно, с любовью смотрела на жука, я узнала себя в своём детстве. Так приятно было смотреть на реакцию внучки, что в голове моей рождались строчка за строчкой и постепенно превратились в стихотворение:

 

Смотрите, я поймала майского жука.

Потом с ладошки улетит он, а пока

Спешу его я внучке показать.

Ей будет, что подружкам рассказать.

 

В глазах малышки искорки сияют.

Она любуется, как лучики играют

На крылышках зеркальных у него.

А жук сидит и не боится ничего.

 

Мы слушаем, как майский гость жужжит.

Играет усиками, лапками шуршит.

А мне всё кажется, что сквозь года гляжу –

Ведь это детство на ладошке я держу!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звёзд (2 votes, average: 4,50 out of 5)
Loading ... Loading ...

2 thoughts on “Cчастье. И другие рассказы

  1. Я проявил нерасторопность и получилось так, что вместо 5 звёздочек, как я хотел, оказались закрашенными только 4. Мне жаль, ведь я очень высоко оцениваю эссе Раисы Криницкой.

    Анатолий Пережогин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.