Тайны Серебряного века презентовали к 100-летию музея им. Глинки
К 100-летнему юбилею Музея музыкальной культуры имени Глинки выпустили уникальное издание — книгу «Dernier cri, или Последний крик моды в искусстве начала XX века. Москва — Париж — Петербург». Труд создавался в течение 10 лет. Дважды кризисы 1998 и 2008 ставили под угрозу его издание, но, благодаря поддержке руководства, авторам удалось даже превзойти ожидания и выпустить пятитомник.
Презентацию провели в стиле музыкальных вечеров начала ХХ века: Дебюсси, Стравинский, Равель… Подобные концерты в начале века в Москве организовывал музыкальный критик Владимир Держановский. Прокофьев называл его – «храбрый сражалец за порядочную музыку».
«Держановский начал проводить концерты в 1909 году, практически подхватив работу Дягилева. В Петербурге вечера носили кружковый характер. Держановский решил вывести их на публицистический уровень. В его архиве обнаружились письма Кузьмина, Брюсова, Сологуба. Когда я начала все это складывать вместе, поняла, книжка готова…», — рассказывает ведущий научный сотрудник Музея музыкальной культуры им. Глинки Юлия Де-Клерк.
В книге собран сплошной эксклюзив: письма Прокофьева и Стравинского, дневниковые записи музыкантов, поэтов и критиков, множество переводных материалов. Все это скрывалось в российских архивах и зарубежных частных коллекциях.
«Когда вы приезжаете во Францию и застаете почти 100-летнюю Аннет Вайан, дочку Альфреда Натансона, одного из издателей Ревю Бланш, в котором печатались Тулуз-Лотрек, Ренуар и Дебюсси, эта бабушка говорит: выбирайте, мадам, что вам нужно для книжки…», — поделилась сотрудница музея.
По словам авторов, эта книга необычайно актуальна. В ней рассказывается о проблемах, которые и сейчас тревожат многих, в частности: пути развития России, о которых говорят философы начала века, поэты, музыканты и театральные режиссеры.
Издание отпечатано в Италии тиражом всего 500 экземпляров. Уже сейчас это библиографическая редкость.
По материалам: mir24.tv