Ошибка охотника. Волшебный колокольчик

Рассказ-быль

Детство, детство… прекрасная, веселая, волшебная пора, которая никогда не возвращается, но навсегда остается в наших воспоминаниях. У меня, как наверняка и у многих, самые приятные воспоминания о детстве связаны с летом, с большими каникулами. Лето я обычно проводила на даче: чудесная  природа Подмосковья, лес совсем рядом. У меня была заветная детская мечта: понимать язык природы.

Я верила, что деревья могут разговаривать, просто мы не понимаем и даже не слышим их. А так хотелось понять! Я мысленно с ними беседовала: про себя задавала им вопросы и сама за них отвечала. Ну, в том, что у птиц есть свой язык, никто не сомневается. Люди даже слышат их речь, но не знают, о чем они говорят или поют. Мне казалось, будто я понимаю одну птичку. Она пела что-то похожее на «свет, свет». Еще я различала слово «цветет». Я ее не видела, только слышала и слышу до сих пор, но так и не узнала, что это за птичка.
Своими мечтами и фантазиями я делилась с бабушкой, которая каждое лето проводила со мной на даче. Она была благодарным слушателем: не только внимательно меня выслушивала, но  даже иногда принимала участие в моих фантазиях. Бабушка была такой доброй, заботливой и такой беспокойной. Конечно, мой отдых не ограничивался фантазиями. Я вела бурную дачную жизнь, могла гулять в компании сверстников дотемна, а бабушка очень волновалась. С наступлением темноты выходила забирать меня домой, а если  отойду далеко от дома, с тревогой искала. Иногда мне очень не хотелось идти, бабушка уводила меня в самом разгаре какой-нибудь интересной игры.
Однажды я гуляла со своей компанией, когда уже совсем стемнело, и нам встретился взрослый дачник: писатель и к тому же охотник. С ним всегда было интересно, он много и увлекательно рассказывал о животных, о птицах, о разных случаях на охоте.

В тот вечер он сказал:
— Знаете, ребята, я различаю птиц по голосам.
И тут же в ответ какая-то птица подала голос, словно загадывая загадку.
— Слышите? – оживился охотник. – Это сова кричит. Могу даже назвать, какая. Неясыть, — не без гордости добавил он.
Совиный крик раздался снова.
— Наверно, услышала свое имя и отозвалась, — улыбнулся писатель. – Хотите, я с ней поговорю?
И он засвистел как-то по-особому. Его свист был похож на крик той совы. Она опять ему ответила.
— Мы с совой понимаем друг друга, — удовлетворенно проговорил писатель.
Он снова засвистел,  неясыть снова ему ответила, так они и «разговаривали». Было похоже, что писатель увлекся беседой с совой и забыл про нашу компанию, с восхищением наблюдающую за ним. Я тоже увлеклась, вошла в атмосферу полу-игры, полу-сказки.  У меня даже возникла наивная мысль: «Неужели он правда понимает язык птиц? А может быть, прислушаться повнимательнее? Вдруг и я пойму?»
Мне показалось, будто у меня выросли крылья, я взлетаю, вот сейчас, сейчас пойму совиный язык, и вдруг – бах! Внезапное падение с высот на землю. К нашей компании приближается бабушка, она меня все-таки нашла и сейчас уведет. А ведь я почти поняла язык совы. Как не вовремя!
— Тебе не кажется, что пора домой? – беспокойным голосом говорит бабушка. – Уже совсем темно. Я искала тебя, звала и даже свистела. Кто-нибудь слышал? Неважно, конечно, свистела, разучилась.
Пауза, и мы всё поняли. Так это была вовсе не сова неясыть, это была моя бабушка! А писатель-охотник, понимающий язык птиц, не разговаривал с совой на совином языке, а пересвистывался с моей бабушкой! Наша компания старалась сдержать смех, но не всем это удалось. А писателю-охотнику  было не до смеха. Он так смутился, что мне даже стало его жалко. Бабушка тоже не смеялась, ее лицо выражало недоумение. Она не понимала, что происходит. Придя в себя, писатель все объяснил бабушке:
— Знаете, когда вы свистели, я принял вас за сову и даже определил ваш подвид: сова неясыть.
После этих слов он весело рассмеялся. Тогда уж наша компания перестала сдерживать смех, бабушка тоже засмеялась вместе с нами. Потом писатель рассказывал эту историю знакомым, а я стала свою бабушку в шутку называть «бабушка Неясыть».
Но почему ей пришло в голову свистеть, когда она искала меня? Я долго думала об этом и вспомнила. Разговоры со мной погружали бабушку в мир детства, и она часто делилась воспоминаниями. Я узнала, что она, оказывается, в детстве была сорванцом: гоняла по двору с мальчишками и любила свистеть. А сейчас, глядя на нее, не подумаешь. Наверно,  бабушка вспомнила, как когда-то пересвистывалась со своими приятелями и, не дозвавшись, решила привлечь мое внимание свистом.
К сожалению, ни писателя-охотника, ни моей любимой бабушки с нами уже нет, но они живут в моей памяти. До сих пор мысленно переношусь в тот летний вечер, прислушиваюсь к разговору охотника с совой неясытью, которая неожиданно превращается в мою бабушку. Когда я, уже будучи взрослой, ездила в Петербург, то, помимо Эрмитажа, Исаакиевского собора, Летнего дворца, посетила также Зоологический музей и среди прочих экспонатов увидела сову; рядом с ней лежала табличка, на которой было написано… «Сова неясыть»! Я, конечно, сфотографировала ее на память.
Кто знает? Может быть, когда-нибудь я услышу голос этой таинственной птицы, пойму ее язык и поговорю с ней. Главное – не перепутать, не повторить ошибку охотника.

Опубликован в журнале «Русская земля» (№ 3, 2012), в газете «Московский литератор»  (№ 14, июль, 2012), на болгарском языке в газете «Литература и общество» (Варна, № 6, декабрь, 2012).

****

Волшебный колокольчик

Сказка

В золотой колокольчик природа
Надо мною протяжно звенит…
Валентин СИДОРОВ

Лиза любила лето. В этом, конечно, нет ничего удивительного. Все дети любят лето. В школу ходить не надо, учить уроки – тоже. А что обычно ребята делают летом? Да кто что хочет. В основном, играют, веселятся, шумят. Вот здесь Лиза была не похожа на сверстников. Ей не нравились шумные игры. Она предпочитала гулять в одиночестве в окружении природы. Каждое лето Лиза вместе с семьей выезжала на дачу, и ее любимым занятием было сидеть около дома и слушать… звон колокольчика. Да, да, рядом с домом росли полевые цветы, в том числе большой синий колокольчик. «И что же? Он звенел? Значит, он был волшебный?» — спросите вы. Именно волшебный и звенел – в Лизином воображении. Вот девочка сидит около обыкновенного полевого колокольчика и представляет, будто он вызванивает нежную мелодию. Музыку, конечно, Лиза сочинила сама. Она смотрела на цветок и напевала про себя эту самую мелодию.

Однажды к колокольчику прилетел желтый мотылек и стал кружиться около него, будто бы танцевал под музыку. Лиза с умилением наблюдала за танцем мотылька, «слушала серебристый звон» колокольчика, от восхищения даже закрыла глаза и не заметила, что мелодия слилась с шумом дождя. Она не сразу почувствовала, как ей на голову падают тяжелые дождевые капли. Смотрит – мотылька нет, значит, улетел. И только тогда Лиза осознала, что идет дождь, да еще какой – настоящий ливень! Она вскочила, чтобы бежать домой, но ее взгляд вновь упал на колокольчик.  Ей стало жалко цветок. Лиза подумала, ливень сломает его, прибьет к земле. Колокольчик больше не сможет звенеть, и она никогда не услышит его волшебной музыки. Девочка, конечно, понимала: это обыкновенный полевой цветок, а его музыка – лишь плод ее воображения. Но в то же время она знала, что колокольчик нуждается в ее помощи. Как раз около цветка рос лопух. Лиза отогнула лист лопуха, укрыла им колокольчик и побежала домой.

колокольчик

Однако дождь вскоре кончился и снова засветило солнышко. Лиза вышла и сразу устремилась к колокольчику. Она осторожно приподняла лист, и что же? Колокольчик был совершенно сухой, ни одной дождинки на него не попало. Лиза очень обрадовалась, но потом не на шутку удивилась и даже немного испугалась: колокольчик закачался и стал выводить нежную мелодию, которую Лиза сочинила. «Неужели он и вправду волшебный?» — подумала девочка. Чудеса на этом не кончились. Из цветка вылетел желтый мотылек, тот самый. Он закружился под музыку и вдруг… превратился в светловолосого мальчика в желтом костюме, со сказочным мечтательным лицом. А колокольчик превратился в прекрасный синий дворец! Музыка теперь уже доносилась из окон дворца.
«Как же такой большой дворец мог поместиться на нашем маленьком участке?» — недоумевала Лиза. Девочка огляделась по сторонам и обнаружила, что дачный участок значительно расширился: стал большим садом с множеством красивых цветов, с фонтанами, в общем,  настоящим дворцовым садом. От удивления Лиза не могла произнести ни слова.

Мальчик заговорил сам:
— Спасибо тебе, Лиза. Ты спасла меня от профессора Коршуна.
— От какого профессора Коршуна? – спросила девочка.
— Как? Ты не знаешь профессора Коршуна? Но ты же знаешь профессора Лебедя?
— И профессора Лебедя не знаю.
— Не знаешь? Ведь здесь неподалеку есть пруд, он виден с твоего участка. Там плавает лебедь, и ты каждый день его кормишь.
Лиза машинально бросила взгляд на ветхий деревянный забор, окружавший участок. Забор теперь стал ажурной позолоченной решеткой. Лиза уже перестала удивляться. За решеткой поблескивал пруд, на нем плавал белый лебедь. Это был тот самый лебедь, которого обычно кормила Лиза. Он совсем не изменился.
— Но это простой лебедь, а вовсе не профессор, — возразила Лиза.
— Простой лебедь? Да ты что! Я думал, ты все знаешь. Я вот тебя хорошо знаю, профессор Лебедь – тоже. Мы же с тобой виделись. Ты нас не помнишь? – в свою очередь удивился мальчик.
— Кажется, припоминаю, — неуверенно сказала Лиза. – Наверно, мы виделись или во сне, или в моем воображении. Я часто придумываю сказки, но никогда наяву не бывала в сказочном мире.
— Почему же не бывала? Ты ведь слушаешь звон колокольчика.
— Не слушаю, а пою про себя. Я сама сочинила мелодию и представляю, будто ее вызванивает колокольчик, — объяснила Лиза.
— Пусть ты сочинила, пусть ты придумала, — согласился мальчик. – Но все, что нами придумано, существует. Ты уж мне поверь, это тебе говорю я, маленький Сказочник, ученик школы Сказок, которую возглавляет профессор Лебедь. Он может по желанию превращаться и в человека и в лебедя. В земном мире он лебедь, в сказочном – человек. А я могу превращаться в мотылька. В земном мире я мотылек, в сказочном – мальчик. Колокольчик в земном мире – цветок, в сказочном – дворец, не просто дворец, а школа Сказок.
— Как это интересно! – восхитилась Лиза.
— Я еще не рассказал тебе главного. Да, все мы можем жить одновременно в двух мирах. Нас этому научил профессор Лебедь. Он нас многому научил: сочинять сказки, летать на крыльях творчества и разным другим чудесам. Но у него есть соперник, вернее, враг – профессор Коршун, который может по желанию превращаться в человека и в коршуна. Он хочет уничтожить школу Сказок и вообще отделить земной мир от сказочного. У него был такой план: профессора Лебедя превратить в обыкновенного лебедя, а меня – в обыкновенного мотылька и отрезать нам путь в сказочный мир. Но для этого ему нужно было найти школу Сказок. Он знал школу как дворец, но не знал, что профессор Лебедь превратил ее в колокольчик. Искал, искал профессор Коршун школу Сказок и не мог найти. Потом я оплошал: сам указал ему, где школа… нечаянно, конечно.
Сегодня на индивидуальном занятии – профессор Лебедь дал его специально для меня,  – не без гордости пояснил маленький Сказочник, — я в образе желтого мотылька летал вокруг колокольчика. Вместе со мной летала моя фантазия, и я начал придумывать сказку. Чтобы ее записать, превратился в мальчика. В виде мотылька профессор Коршун меня не узнавал. Здесь много желтых мотыльков. Но в виде мальчика сразу узнал. И тогда он догадался, что колокольчик – это и есть школа Сказок. Я ведь сидел рядом с колокольчиком. Злодей наслал дождь, но ты спасла нас: укрыла колокольчик, вернее, нашу школу зеленым зонтом.
— Не зонтом, а лопухом, — поправила Лиза.
— В сказочном мире это зонт, — объяснил Сказочник. – Знаешь что, укрой опять, пожалуйста, школу зонтом, то есть лопухом, чтобы профессор Коршун до нее не добрался.
Лиза с сомнением посмотрела на лопух. Если по сравнению с колокольчиком он был большим, то по сравнению с дворцом – совсем маленьким.
— Как же я укрою им дворец? – спросила Лиза.
— Просто коснись листа лопуха.
Лиза слегка коснулась листа. В тот же миг он превратился в огромный зеленый зонт и вознесся над дворцом.
— Потрясающе! – воскликнула Лиза. – Кстати, я видела, как ты красиво кружился около колокольчика, а как превращался в мальчика – не видела.
— Ты закрыла глаза, поэтому не заметила, — ответил Сказочник.
— А когда пошел дождь, ты опять стал мотыльком и улетел? – спросила Лиза.
— Мотыльком стал, но не улетел, а укрылся в колокольчике, то есть в школе Сказок. Профессор Лебедь сказал, что лучше бы я улетел. Но он как раз находился в колокольчике, уменьшившись в размерах, конечно, и я не хотел оставлять его в беде. Профессор Коршун уничтожил бы школу, если бы не ты, Лиза. Профессор Лебедь тебе благодарен.
Лиза взглянула за ограду и увидела плавающего в пруду лебедя.
— Ты говоришь, профессор в школе, — сказала девочка, — но ведь он на пруду.
— Решил отдохнуть после неприятных событий, — объяснил Сказочник. – Теперь, думаю, уже набрался сил и готов вернуться во дворец, в школу Сказок. Я тоже туда собираюсь. Хочешь, пойдем со мной. Профессор Лебедь может преподать тебе урок. Ах, да, у тебя каникулы! Ты, наверно, сейчас не хочешь учиться?
— Почему же? Я с удовольствием поучусь в школе Сказок. Точно знаю, мне там будет интересно, я ведь люблю сочинять сказки.
— Ну, тогда пошли.

дворец

Мальчик и девочка вошли во дворец. Его убранство было очень красивым, таким, как рисуют на цветных картинках в книжках сказок. Но больше всего Лизу поразило то, что в воздухе кружились музыкальные инструменты и сами играли мелодию колокольчика. В открытое окно влетел лебедь и превратился в человека в белом костюме, со сказочно добрым лицом.
— Здравствуй, Лиза, — приветливо улыбнулся он.
— Здравствуйте, — робко ответила Лиза.
— Мы с тобой уже знакомы. Ты добрая девочка, каждый день кормишь меня. Мы иногда видимся в твоих снах или в твоем воображении. Возможно, в образе человека ты меня не помнишь, поэтому разреши представиться: профессор Лебедь, преподаватель школы Сказок. Премного благодарен тебе за спасение нашей школы. Профессор Коршун теперь не сможет ее уничтожить. Но не думайте, ребята, что он побежден. Он приложит все силы, чтобы отделить сказочный мир от земного и дети забыли о сказках. Только ты, Лиза, можешь всех спасти.
— Я?.. – растерялась Лиза. – И как же?
— Для этого ты должна научиться летать на крыльях творчества. Слушай музыку, которую играют инструменты, и у тебя вырастут крылья.
Лиза внимательно слушала музыку. Заслушалась и не заметила, как у нее выросли крылья, голубые крылья, словно у бабочки. Они хорошо сочетались с ее голубым платьицем, да и с цветом глаз. Девочка взлетела и закружилась в воздухе вместе с музыкальными инструментами.
— Молодец, Лиза, — похвалил профессор Лебедь. – Ты справилась с заданием. Думаю, сможешь выдержать и более серьезное испытание. Я сейчас стану лебедем и вернусь на пруд. И тебе предстоит долететь на крыльях творчества до пруда. Тогда профессор Коршун будет побежден. Но это не так-то просто. Он постарается сбить тебя с пути. А ты не бойся, главное – не бояться, страх может тебе помешать. В трудную минуту напевай свою мелодию.

— Профессор, но мы ведь полетим вместе, — сказала Лиза. – С вами мне не страшно.
— К сожалению, мы не сможем полететь вместе. Вылетим из окна одновременно, но мне придется тебя обогнать и поскорее лететь на пруд. От школы до пруда тянется тонкая невидимая нить, поддерживающая связь между сказочным миром и земным. Я должен быть на пруду и держать эту нить в своем клюве. Профессор Коршун захочет ее разорвать, но если ты, Лиза, смело долетишь до пруда, то нить никогда не оборвется. Так что вся надежда на тебя.
— Профессор Лебедь, — заговорил Сказочник, — можно я превращусь в мотылька и полечу вместе с Лизой?
— Нет, — покачал головой профессор. – Тебе опасно: коршун может с тобой расправиться. Со мной он не отважится сражаться, я сильнее его. А Лиза из другого мира, с ней справиться труднее, чем с тобой. Пока она летит на крыльях творчества, профессор Коршун ее не тронет. Главное для тебя, Лиза, лететь уверенно, чтобы крылья не исчезли.
Профессор превратился в лебедя, они с Лизой вылетели из окна. Лебедь пожелал ей удачи и в мгновение ока оказался на пруду. Вот Лиза летит на крыльях творчества. С непривычки страшновато, но она стала напевать свою мелодию, и это придало сил. Но тут Лиза невольно посмотрела вниз, и ей стало страшно. Послышался резкий птичий крик. Девочка оглянулась и увидела черного коршуна.
— Мое почтение! — зашипел он. – Разреши представиться: профессор Коршун. Неужели ты рассчитываешь меня победить, глупышка? Ты ведь совсем не умеешь летать. Такое расстояние тебе не одолеть, силенок не хватит.
— Хватит, — твердо сказала Лиза. – Музыка мне поможет.
Девочка громко запела мелодию колокольчика.
— Плохой мотив, — проскрежетал коршун. – Слушай, как надо!
И он стал издавать оглушительные, немелодичные звуки. Лиза испугалась и напрочь забыла свою мелодию.
— Как там у тебя поётся? – спросил коршун.
Лиза пыталась вспомнить, но не смогла.
— Ага, забыла? – торжествовал коршун. – И правильно. Зачем забивать голову всякой ерундой? Ха-ха! А где же твои крылышки? Такие голубенькие-голубенькие?
Лиза в тревоге потрогала платье – крыльев на нем не было. Зато она почувствовала в воздухе какую-то нить. Девочка догадалась: это та самая, о которой говорил профессор Лебедь, — нить, соединяющая сказочный мир с земным. Лиза решила изо всех сил держаться за нее, чтобы не упасть. Тем временем коршун превратился в человека в темном костюме, с крючковатым носом и злыми маленькими глазками. В руке он держал большие ножницы.

 лебедь

— Известное дело, — притворно вздохнул злодей, — в безвыходном положении кто-то хватается за соломинку, кто-то – за ниточку. А ведь ничего не стоит ниточку перерезать.
Профессор Коршун чикнул в воздухе ножницами и исчез, а Лиза оказалась на скамейке рядом со своим колокольчиком. Колокольчик не звенел.
«Что я наделала! – огорченно подумала Лиза. – Ведь говорил профессор Лебедь: не надо бояться. А я испугалась. Ой, о чем это я? Ведь я просто уснула на скамейке и увидела страшный сон. Надо подумать о хорошем, представить, будто колокольчик звенит, спеть его мелодию».
Но Лиза никак не могла вспомнить мелодию колокольчика. Ей стало совсем грустно. Вдруг резко стемнело.
«Почему так темно? – удивилась Лиза. – Ведь сейчас лето, а летом темнеет поздно. Не могла же я просидеть до ночи».
Лиза боялась темноты и собралась идти домой. Тем временем в небе вспыхнули звезды, и девочке вдруг показалось, будто одна из них упала прямо в колокольчик.
«Если звезда упадет, то можно загадать желание, — подумала Лиза. – Вот бы мне вспомнить мелодию колокольчика».
И что же? Колокольчик закачался и сам начал выводить свою мелодию. А потом из него вышла крошечная сверкающая девочка, стала расти и сделалась ростом с Лизу.
— Здравствуй, Лиза, — сказала девочка. – Давай знакомиться. Я Звездочка, на которую ты загадала желание. Как видишь, твое желание исполнилось: ты вспомнила мелодию колокольчика. Он сам тебе ее и напомнил.
— Наконец-то я вижу хороший сон! – обрадовалась Лиза.
— Это не сон, это явь, — возразила Звездочка. – Разве ты не знакома со Сказочником, с профессором Лебедем? Как же ты могла их забыть?
— Теперь вспомнила, — вздохнула Лиза. – Я их знала и даже училась в школе Сказок, но все это было или в моих снах, или в моем воображении. А когда я возвращаюсь в реальный мир, мне становится жалко, что сказочного мира не существует, я его просто выдумала.
— Все, выдуманное нами, существует, — внушительно произнесла Звездочка. –  Сказочник тоже так говорил, помнишь? Кстати, тебе надо немедленно спасать и его, и профессора Лебедя, и вообще сказочный мир. А то победа пока на стороне темных сил. Видишь, как быстро стемнело. Профессор Коршун разрезал нить, соединяющую сказочный мир с земным. Но если ты сейчас долетишь до пруда, то нить снова появится. Нельзя терять ни минуты. Еще немного, и дети забудут сказки, как ты забыла мелодию колокольчика. А  раз ты вспомнила мелодию, то у тебя снова вырастут крылья творчества и ты сможешь долететь до пруда.
— Не смогу, — покачала головой Лиза. – Профессор Коршун опять меня напугает. Да к тому же я боюсь темноты. Нет, я не справлюсь.
— Ты должна справиться, ты сможешь справиться, и ты ничего не боишься, — напутствовала Звездочка. – Запомни волшебные слова, они помогут: «Я должна, я смогу, я ничего не боюсь».
— Я должна, я смогу, я ничего не боюсь, — повторила Лиза.
У нее вмиг выросли крылья, и она взмыла в воздух. Навстречу ей летел коршун и шипел:
— Ничего у тебя не выйдет. Видиш-шь, уже темно, а в темноте ух как страш-шно!
— Я должна, я смогу, я ничего не боюсь, — смело сказала Лиза.
Коршун улетел. Девочка подумала, что уже победила его, но ошиблась. Он вернулся, да не один, а с целой стаей черных птиц. Небо заволокли черные тучи. Они затемняли Лизе путь, а птицы принялись издавать хриплые нестройные звуки, чтобы девочка опять забыла мелодию колокольчика. Лиза сначала растерялась, но вспомнила волшебные слова и уверенно произнесла:
— Я должна, я смогу, я ничего не боюсь!
Коршун, остальные птицы и черные тучи улетели. Небо стало звездным, звезды освещали Лизе дорогу. Девочка для бодрости напевала мелодию колокольчика, и вот она, наконец, у пруда, где плавал белый лебедь. Он заговорил знакомым голосом:
— Молодец, Лиза! Теперь нить, соединяющая миры, не оборвется никогда.
Лебедь превратился в человека, и они с Лизой оказались во дворце, где их ждали  Сказочник и девочка-Звездочка, где играли, летая в воздухе, музыкальные инструменты. По предложению профессора Лебедя был устроен праздник в честь победы над злом.
— Я знал, что все кончится хорошо, — заявил Сказочник. – Так я написал в своей сказке.
— Я тоже сочиняю сказки, — подхватила Лиза. – Я всех вас уже видела в своих сказках, и они всегда кончались хорошо.

Вдруг послышался мамин голос:
— Лиза, пора домой, уже поздно.
Дворец вмиг исчез, и девочка оказалась на скамейке у колокольчика, растущего на скромном дачном участке.
«Неужели я опять уснула и мне все приснилось?» — подумала она.
Но потом ей показалось, что колокольчик закачался и зазвенел. Или не показалось?..
«Нет, нет, это все правда, — сказала про себя Лиза. – Колокольчик волшебный. А эти слова? Как там: “Я должна, я смогу, я ничего не боюсь”. Наверно, тоже волшебные».
Она вернулась в реальный мир и громко сказала:
— Иду, мама!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звёзд (8 votes, average: 4,88 out of 5)
Loading ... Loading ...

Один комментарий для “Ошибка охотника. Волшебный колокольчик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.