Монолог лечащегося фаната: слэш с точки зрения читателя
«Вспомнил всю свою жизнь и понял, что стал пьяницей оттого, что алкоголь был всегда слишком доступен. Поверь, не так уж много людей рождаются алкоголиками. К слову сказать, само это понятие требует разъяснения. Алкоголик — это тот, кто органически не может существовать без вина и бессилен бороться со своей страстью. А большинство пьющих — вовсе не прирожденные алкоголики. Ни первая, ни двадцатая, ни даже сотая рюмка не доставила им удовольствия… Не видя вина, не питая к нему слабости, люди не станут даже вспоминать о нем». Д.Лондон
Некоторые термины:
Фанфик (также фэнфик; от англ. fan — поклонник и fiction — художественная литература)» разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей (из Википедии).
Пейринг (Pairing) — определение, неотделимое от фанфиков, описывающих романтические и сексуальные отношения. Эта строка в шапке позволяет определить, какие два (три и даже больше) персонажа окажутся по ходу действия вовлечены в такие отношения (из Википедии).
Слэш (Slash) — фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе «пейринг» (это определение много где есть, я впервые нашла здесь).
Автобиография
Находясь в относительно разумном/сопливом возрасте 16 лет, я решила почитать фанфиков по мотивам некоторых произведений. О достоинствах и недостатках данного жанра говорить не буду; как и везде, среди них встречаются как заслуживающие чтения, так и нет. Так или иначе, я наткнулась на ЭТО. Рано или поздно это все равно случилось бы, учитывая большое количество слэша в архиве, который я раскапывала. Явных предупреждений «берегите глаза» нигде не было, а если бы и было, то…
— слово «слэш» было для меня пустым звуком, точнее, набором символов, и от написания его в шапке фанфика ничего бы не изменилось;
— рейтинг NC-17? Ха, знаем мы, что там: банальнейшее описание секса, что оно мне принципиально нового сообщит?
Все оказалось не так просто, как я-ну-уж-слишком-неиспорченная/неинформированная полагала. Прочитала. Осознала. Поняла, что мозги выворачиваются наизнанку. Честно говоря, до этого момента идея о том, что можно такое написать, мне в голову сама по себе не приходила. Я не отнесла бы себя того времени к слишком наивным представителям человечества, но шок был приличным (примечание: «оригинальные» истории об однополых отношениях такого эффекта не дали). Даже подругу, интересующуюся фанфиками об одном герое, предупредила, чтобы она не лезла в слэш, если дорого психическое здоровье.
Но…
Это был мой самый зубодробительный опыт в чтении. Колоритный, производящий впечатление и так далее. Наверное, подвело меня как раз стремление к сильным ощущениям, к которым в данном случае можно отнести именно сочетание героев исходного произведения и… того, как с ними обращаются. Если бы это было оригинальным произведением, то, наверное, не произвело бы такого впечатления. Так или иначе, зацепило.
После этого следует долгая история о моем слэш-фангёрлизме, как это обычно называют. Я придумала для этого термин squee-girl (squee — восторженный вопль девочки-фаната). Меня привлекала именно зубодробительная непредставимость описываемого, впрочем, это с течением времени поубавилось — но появилось многое другое, о чем будет ниже. К чести своей могу только сказать, что свои восторженные вопли ухитрилась в основном держать при себе, в дискуссии по поводу слэша не влезала и сама как к развитию, так и к неодобрению этого явления руку не прикладывала — так как сейчас, находясь в относительно здравом уме, не претендую на абсолютную объективность.
Только с количеством прочитанного пришла какая-никакая разборчивость и понимание полной, скажем так, гетерогенности качества подобного рода литературы (а заодно и производных от этого явления). Дальше рассказываю о том, что же мне удалось узнать о слэше. Предупреждаю: достаточно субъективно, но то, что мне известно, я постаралась проанализировать детально. Объясняется на примере фанфиков, но, как мне кажется, приблизительно то же самое можно сказать и о ролевых играх.
Что привлекает в слэше?
1. «Я знаю точно — невозможное возможно».
Берем произведение. Берем двух героев. Вы можете представить, что они окажутся вместе? А вот окажутся! Соблюдая при этом законы логики! Жизнь прекрасна и удивительна, в ней возможно все! Точнее, вроде как соблюдая законы логики, но об этом — потом.
2. Принадлежность к «могучей кучке».
Осознание себя слэшером приводит к мысленному объединению с такими же писателями/читателями. Да, групп и объединений существует много — например, любителей определенного пейринга, но слэшеры — это, скажем так, надкласс. И принадлежать к нему лучше, чем к другим — нелюбителей слэша, любителей гетеросексуальных фанфиков и т.п. Так как до сих пор часто считается, что это:
— круче (чтобы написать правдоподобный слэш, надо постараться — даже если он во многих случаях лишь так-сказать-правдоподобный);
— оригинальнее (даже если слэшных фанфиков по определенному произведению — большинство, что, например, нередко в случае аниме);
— требует силы воли — ведь слэшерам противостоят антислэшеры (хотя единственное, что они делают — выражают свое недовольство на просторах Интернета);
3. Спортивный интерес.
Кого можно, скажем так, «спарить»? Хе, прямо-таки интересно, кого! О малопредставимых комбинациях забавно читать (хотя уже для привыкших и не зубодробительно, а так… любопытно), а если сумел написать, то чувствуешь себя мегакрутым, раз справился с такой логической задачей.
4. Слэш пишут женщины. Для женщин.
Просто поставлю ссылку на то место, где эта идея, на мой взгляд, выражена наиболее точно — здесь.
Что не радует в слэше?
1. Реалистичный слэш — литература достаточно депрессивная.
Стоит хоть один раз прочитать нечто по-настоящему реалистичное и такое, где, несмотря на поставленную перед собой задачу свести определенных персонажей, автор выкладывается по полной программе для создания качественного сюжета и полной красивой картины мира, как на нереалистичное уже и смотреть не захочется. Вне зависимости от того, как оно (нереалистичное) мегапозитивно. После того, как увидишь, во что же из художественных произведений следует верить, остальное уже не находит доступа к разуму и, следовательно, не оказывает какого-либо влияния.
Например, нередки произведения (разумеется, я о слэше), действие которых происходит в далеком прошлом. В 19 веке и раньше. Меня всегда смущала неуклюжесть попыток большинства авторов как-то отразить (или, в большинстве случаев — обойти) тот факт, что в это время отношение общества к однополым связям было, мягко говоря, не слишком терпимым. Но, так как самой мне писать не приходилось, я тоже «навскидку» не могла придумать лучшего решения проблемы и к действиям авторов относилась снисходительно — ну, вроде герои, как и полагается, стремаются сверх меры, говорят о виселицах и прочих симпатичных вещах… Но, наконец, я прочитала по-настоящему реалистичную вещь на подобную тему. Атмосфера передается полностью (по крайней мере, насколько я могу об этом судить): воспитание и, соответственно, мировоззрение героев, соответствующее времени; отношение общества… и так далее. Изо всего этого следует, что союз героев — отнюдь не розы и песни, а внушающее опасение читателю дело. Вместо абстрактного «у героев все хорошо, а у меня случай проще, значит, у меня тем более все будет хорошо» получаем «Боже, насколько же героям хреново!!! Как несправедлив мир!»
2. Это не только про слэш, скорее вообще про все, связанное с изображением романтических отношений персонажей.
К сожалению, мало кто заботится об отнесении своего творения (фанфика, отыгрыша) к какой-либо категории. А точнее, к одной из двух: отношения как элемент сюжета или так называемое PWP (porn without plot — порнография без сюжета), по сути просто эротическая фантазия. Характерный признак последнего — вместо имен героев можно подставить любые другие, смысл мало изменится — автор не слишком заботится о том, чтобы герои выглядели самими собой, и никак иначе. В случае «обыкновенной» художественной литературы это довольно легко отличить, взглянув на книжку. А в Интернете зачастую все сваливается в одну кучу. Фанфики вообще крайне разнородны по качеству и «нацеленности на аудиторию», а сортировка их в архивах строится обычно лишь по принципам «жанр, участвующие персонажи, рейтинг», не учитывая такие субъективные вещи, как указанные выше.
Пункты в спорах слэшеров с антислэшерами, давно уже намозолившие глаза:
1. Ненависть к слэшу = гомофобия = принадлежность к нетолерантным = заслуживающим убийства членам общества.
Народ уже до того запуган этим нелогичным утверждением, что о нелюбви к слэшу высказываются обычно следующим образом: «Я не люблю слэш. !!!!!!!!!я не гомофоб!!!!!!!!!!!!! Я просто не люблю слэш!»
Примечание: не могу понять, что такого в гомофобии? Если уж мы действительно говорим об обязательности толерантности, то будем толерантными как к -филиям, так и к -фобиям!
2. Слэш не от хорошей жизни пишут.
Аргументы:
— основное количество слэша нереалистично. Тот, кто знает хотя бы в общих чертах, что такое мужчина, такое вряд ли напишет;
— якобы объективная статистика, утверждающая, что у писательниц слэша проблемы с личной жизнью.
Статистики не собирала. Но, безусловно, среди слэшеров встречаются вполне взрослые, информированные и добившиеся успехов в личной жизни люди. И если без оговорок заявить, что слэш пишут бестолковые неудачники, можно получить в свой адрес порцию гневных воплей — как от тех, к кому это утверждение не относится, так и от тех самых неудачников — никто же себя таковым не признает!
3. Попытки слэшеров каким-то образом привязать свои произведения к «канону»:
— Ну посмотрите, как они общаются в каноне! Может, они на самом деле чего-то такого хотели!
— Достали уже за уши притягивать к канону!!!
4. Спор о том, до какой степени мы имеем право (моральное) издеваться над каноном.
Это уже не только о слэше, скорее о «произведениях на тему» вообще.
Парадоксы (не только слэша — скорее, незацензуренности вообще), ответов на которые я найти не могу:
1. «Любопытство кошку сгубило».
Копаюсь в архиве. Смотрю, что вообще у них есть. И вижу в числе прочих заявленный… слэш про Винни-Пуха! «Не обманывают ли меня глаза? Может, это чья-то глупая шутка?» — думаю я и иду по ссылке — ну что такое, невозможно же себе подобное представить. А там, естественно, получаю все полной мерой, отплевываюсь и отфыркиваюсь, но из мозгов стереть не могу. Ощущение ужасное, но разве я могу кому-то предъявлять претензии? Автор оскорбленно взвоет: «Ах, так! Ты сама полезла читать, а теперь еще кто-то виноват?? Тебе же сказали, предупредили — слэш про Винни-Пуха!».
Остается только рычать в сторонке и думать о том, кто же, в конце концов, в этой истории идиот.
2. Следствие из 1: «информация о существовании чего-то неприятного — уже плохо».
— В ЖЖ-сообществе antiyaoi периодически появляются гневные посты такого содержания: «Кошмар! Слэшеры придумали еще один ужасный вид слэша — ***! Куда мы катимся??». Понятно, хочется сочувствия и т.п., если уж вляпались… Не выдерживаю, пишу: «Странно, что именно сообщество анти-слэшеров информирует меня о новых разновидностях слэша, при этом ничего конструктивного не предлагая».
3. Следствие из всего вышеуказанного.
А надо ли цензурить? Шокировать ведь — можно. Мозги набекрень свернуть — можно. И обрести счастье (или хотя бы маленькое радующее хобби) — тоже, наверное, можно. Я вот большого количества счастья не обрела. Но за всех судить не берусь. Но убить за то, что свалили в кучу все подряд, а я, будучи новичком, не разобралась — хочется.
Так что же надо делать? Точнее — кто должен сделать что? Например: «Владельцы архивов должны сортировать фанфики…», «Организаторы ролевых игр должны четко оговорить в правилах, что можно и что нельзя…», в общем — «давайте сделаем удобнее для всех». Так за чем же тогда дело стало?
А.И. Сорочкина
По материалам: dugward.ru