Человечки Вадима Сидура

сидур_в

Я сегодня пошла в Манеж на скандальную выставку «Скульптуры, которых мы не видим». У кассы стояли две старушки, им было очень интересно, что же там такого ужасного, что возмутило православных активистов настолько, что те пришли и устроили то ли скандал, то ли погром.

- Неужели, там, правда, сильное богохульство? — вопрошала одна старушка.
- Да вы все это специально для пиара сделали, признавайтесь? — лукаво улыбалась другая.
- Ничего не знаю, — пожимала плечами кассирша.
Узнав, что билет для пенсионеров стоит всего 50 рублей, старушки оживились: «Сейчас все сами посмотрим!»
Когда они покупали билет, я заметила в паспорте у одной из них иконку — Пресвятую Богородицу.
Я тоже купила билет. На входе женщина-контролер и каждый посетитель обязательно спрашивает у нее:
- Что у вас тут погромили-то?
- Не знаю, не знаю, ничего не знаю! Я тогда не работала! — разводит она руками.
Точно в таком духе отвечают и все другие работники выставки.

И, да, я увидела, что православные активисты победили Манеж, они практически добились своего.
Почти все «сомнительные» работы Вадима Сидура — гравюры на линолеуме, изображающие Христа, убраны, их нет. На их месте только таблички: «Ввиду противоправных действий работа пострадала. Приносим свои извинения». Инсталляция с тряпичными головами, лежащими на тарелках из магазина Икея, осталась. Но! Теперь она не называется «Головы Иоанна Крестителя». Теперь это просто головы под номерами, голова номер 1, номер два и т.д. Головы отвратительны: с высунутыми языками, с выпученными глазами. Все это якобы символизирует страдание — так написано в анонсе к работе. Автор этих голов вовсе не Вадим Сидур, а некая современная художница Megasoma Mars, скорее всего, рьяная поклонница девиц из Pussy Raiot. Потому что тряпичные страшилища похожи не на голову Иоанна Крестителя, а на головы Pussy Raiot. Да, «Головы Pussy Raiot» это было бы самое верное название.

Еще из странных болезненных работ на религиозную тематику — это картина из проволоки, где на живот распятому человеку ставят свечи. Это, оказывается, вовсе не Христос распятый, нет! Это Параскева Пятница. Автор этой скульптурной картины Николай Силис. Это эпизод жития Святой: «…. Тогда военачальник приказал вновь повесить Параскеву на древе и палить ея ребра свечами» . Параскеве Пятнице очень не нравится быть распятой. Я это поняла, потому что она никак не хотела быть сфотографированной, когда я пыталась сделать снимок, мобильник напрочь зависал. И я почувствовала, что ей хочется вырваться, оторваться от этого креста и уйти, ей не комфортно, бедненькой, но она привязана, и никак не может, никак. Она криком кричит: освободите! Если вы будете на выставке, подойдите к ней, и вы услышите этот крик.

Больше всего на выставке представлено работ Вадима Сидура — скульптора, фронтовика. Его художественный мир — это прежде всего главенство формы и линий, это внутренне страдание, сдавленное тисками бытия так крепко, что и не вырваться, запертое в ловушку, из которой вовне можно только смотреть, вовне прорываются только безмолвные, огромные, полные страдания глаза, молчаливый взгляд, все остальное стерто внешне, но подразумевается внутри. Его люди — это человечки, не только смертные — человечки, Его Бог тоже человечек, человечки плоть от плоти из ржавых труб и шестеренок, люди города — жесткие, холодные, урбанистичные; и в то же время они хрупкие насекомые — насекомые и лицами и руками и всеми своими сочленениями, насекомые с хрустящими крыльями, которые так легко сломать; зачем ты, Боже, нас создал такими — вся абсурдность мира заключена в нас, а, может быть, мы и вовсе не с этой планеты, мы инопланетяне, непонятно зачем, брошенные на землю, мы все игрушки в чьих-то руках?.
Тут надо понять и принять, что психика Вадима Сидура была сломана, это прослеживается в каждой его работе — больное воображение.

Есть у него и более простые работы, работы на сексуальную тему, мужчины и женщины с обнаженными половыми органами, опять же это все обыграно стилистически, это все такое лубочное.
Выставка любопытна тем, как она оформлена, как расположены экспонаты, ходишь-ходишь, словно по лабиринтам и открываешь для себя все новые, неожиданные ракурсы.
Посетители выставки останавливаются возле каждого экспоната и с умным видом разглядывают эти работы, обходят их, задумываются, чешут затылки. Особенно привлек внимание один мужчина, он тщательно осматривал каждую скульптуру: снизу, сверху, вокруг. А за них ходили охранник и смотрительница выставки и шептались: «Какой-то он подозрительный! — А ты видел, видел, у него бутылка под курткой! — Кто его знает, вдруг он возьмет да и плеснет на экспонат! — Да, вполне можно ожидать, что плеснет».

Вот какую мысль я вынесла для себя после просмотра этой выставки: «ДЕЛАЙ ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ, НО ДЕЛАЙ ЭТО МНОГО, И ТОГДА ТЫ СТАНЕШЬ ИЗВЕСТНЫМ ХУДОЖНИКОМ».
Много думать не надо, действуй по наитию, например, возьми огромный загрунтованный холст и нарисуй маленький листочек — это будет философская картина, сходи на помойку, набери хлама, скатай из этого большой шар, утыкай его спицами и на каждую надень шляпу — это будет актуальная инсталляция, побольше запутанности и скрученности. И самый главный секрет гениальности — пусть ото всюду торчит половой орган: из глаза, из подмышки, из мозгов. Шедеврально! И будьте уверены, искусствоведы и зрители во всем найдут глубокий смысл.

20150819_153516

 Вадим Сидур. Человек без челюсти. Когда Вадим Сидур воевал во Время Великой Отечественной, ему прострелили лицо и оно осталось искорёженным. Может быть, это автопортрет…..

20150819_153933

Вадим Сидур. Несение Креста. Похоже на серп и молот и на мужчину и женщину.

20150819_155727

Николай Силис. Параскева Пятница

20150819_154218

 Вадим Сидур. После эксперемента

20150819_155111

 Вадим Сидур. После войны. Эта работа хорошая!

20150819_154154

Вадим Сидур. Портрет без названия. По-моему, самая лучшая его работа.

Больше работ с выставки можно посмотреть в фотоальбоме по ссылке:  АльбомВыставка или здесь АльбомВыставка2

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звёзд (13 votes, average: 1,92 out of 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>